— 26 апреля, 2024 —
 
Будущее

Новый Союз, скреплённый деньгами

К 25-летию Беловежских соглашений

Современи распада СССР прошло 25 лет. Процесс распада и построения суверенныхгосударств сменился евразийскойинтеграцией, основными партнерами вкоторой у Москвы являются Минск и Астана.

Общим трендом, который задали Brexitи американские президентские выборы,стала тема завершения глобализации. Помнению большинства экспертов, мир долженвременно снова разделиться на несколькоторгово-финансовых и, как следствие, военно-политических блоков. ЕвразийскийСоюз однозначно смотрится одним из них.Однако и у Москвы, и у Минска, и у Астанысохраняются различия в понимании интеграции.

Начнемс Москвы. В некоторой степени российскоеруководство, да и серьёзная часть россияндо сих пор мыслят категориями даже не1991, а 1913 года. Для них независимые Беларусь и Казахстан– временное историческое недоразумение.Отколовшиеся субъекты РоссийскойФедерации. Никаких политических нацийв Беларуси и Казахстане нет. Белорусы - это вообще часть русского народа, аКазахстан нечто среднее между Татариейи Башкирией – "тюркскими" нефтяными,индустриальными субъектами РоссийскойФедерацией. С высоких трибун звучатслова о равном партнерстве, но многие до сихпор по факту воспринимают две ключевыебывшие советские республики в качествемладших братьев. Плюсов процессамевразийской интеграции это однозначноне добавляет.

УМинска и Астаны - свои иллюзии. Несмотряна то, что Казахстан абсолютносамодостаточен в экономическом плане,а Беларусь в отличие от него зависит отроссийских кредитов и поставок сырья,иллюзии эти общие и называются "многовекторной политикой". Смысл ееизвестен. Иметь максимальные преференцииот Российской Федерации без каких-либосерьезных обязательств. Поддерживаятесные экономические и политическиесвязи с другими иногда даже враждебнымиРоссии центрами силы.

Насамом деле вечно сидеть на двух стульяхнельзя. Яркий и печальный пример этого - беглый президент Украины и трагическаясудьба бывшей самой богатой и успешнойсоветской республики. И Минск, и Астанадолжны понять, что через несколькодесятков лет они станут либо центральной частьюновой Евразийской державы, либо перифериейдругих геополитических проектов.

Вопрос, следовательно, в том, каким должен быть Евразийский Союз. Исможет ли он в целом удовлетворить всетри ключевые евразийские столицы.

Смоей точки зрения, сможет. Только еслимы не будем восстанавливать СССР илиромановскую Империю. Такой подход вряд ли будетс пониманием воспринят в Беларуси иКазахстане. В основе новой Империи должналежать экономика или, выражаясь простымязыком, деньги. Единый рынок товаров,услуг и капитала. И, конечно, единаяевразийская валюта. В соответствии сподписанными в 2014 году в Казахстанедокументами евразийский центральныйбанк должен появится в Алматы, а основнойторговой площадкой, вероятно, станетМосковская биржа.

Естественно, у Евразийского Союза должна быть своя административная столица, но не Москва, Минск или Астана.Возможно, стоит использовать опытКазахстана и построить столицуЕвразийского Союза фактически с нуля.Ну и конечно, у экономики должна бытькрыша. Т.е. единая внешняя политика иармия. В остальном - полная свобода, примерно каксейчас.

Свобода народов,скрепленная общим рынком, т.е. не страхомили железной рукой, а жаждой наживы.