— 20 апреля, 2024 —
 
Политика России

"Курильский компромисс": примерные контуры

Стали понятны границы компромисса, на которые готова пойти Российская Федерация. Возможно, эти границы устраивают нынешнее, довольно прагматичное руководство Японии

По значимости для нашей страны интервью президента России японским журналистам должно было бы стать главной темой, наверное, не только дня, но и месяца. Равно как и дополнительные разъяснения, данные по этому поводу помощником президента Ю. Ушаковым, окончательно расставляющие необходимые точки над «и».

И даже события в Сирии и назначение нового государственного секретаря США этой темы не затеняет.

Если коротко, стали понятны границы компромисса, на которые готова пойти Российская Федерация. Возможно, эти границы устраивают нынешнее, довольно прагматичное руководство Японии.

Итак.

Как заявил журналистам Ушаков, «возможно, что президент и премьер-министр сделают заявление о налаживании совместной хозяйственной деятельности на четырех островах Курильской гряды», - уточнив, однако, при этом, что вопрос пока находится в стадии проработки и детализации проблематики.

При этом, как неоднократно заявляла российская сторона, вопрос о передаче государственного суверенитета Российской Федерации над островами Курильской гряды Японии нами принципиально не рассматривается.

Причин тут много, начиная от исторических и кончая геополитическими: Охотское море было не так давно признано внутренним морем России, и терять суверенный контроль над этой кладовой минеральных и биологических ресурсов нет оснований.

Однако существование проблемы Курил в свете японских притязаний не замечать тоже нельзя.

Вот поэтому, по словам все того же Ушакова и «мы, конечно, хотим найти решение, которое отвечало бы стратегическим интересам и России, и Японии, и было бы понятно и принято народами обеих стран. Но это, как мы считаем, достаточно длительный процесс, требующий кропотливой работы по укреплению доверия, по развитию всего комплекса российско-японских отношений».

В переводе с дипломатического на русский это означает примерно следующее: государственного суверенитета над островами Япония не получит. Но существует возможность установления над тем, что вы до сих пор именуете «северными территориями», совместного экономического и административного суверенитета. То есть японские граждане и компании могут свободно жить и работать на Южных Курилах в условиях особой экономической и административной зоны с совместным управлением, но под российской юрисдикцией.

И если исходить из того, что «политика есть искусство возможного», трезвомыслящей и прагматичной части японских общественных и деловых элит при определенных обстоятельствах может оказаться достаточным. По словам все того же помощника президента: «мы ожидаем, что будет подписано в присутствии президента (Путина) и премьер-министра (Абэ) где-то 10 межгосударственных документов, от 12 до 15 - важнейших коммерческих документов. Затем в ходе встречи с представителями российско-японского форума деловых кругов будет подписано еще где-то порядка 50 бизнес-контрактов».

Если это действительно произойдет, то это может стать «разумным компромиссом», который, по крайней мере, ни одной из сторон не нанесет никакого (в том числе имиджевого) ущерба. И позволит реализовывать совместные экономические интересы.