— 11 мая, 2024 —
 
Общество

Борис Васильев: интервью, которого никто не видел

Поучительный эксклюзив от автора "А зори здесь тихие..." и "Офицеров"

Каждомуредактору хорошо знакомо то радостноеощущение "взмыва" над суетой, когдас первых же абзацев предложенного текстаясно, что на стол лёг отличный материал.

Еслиэпиграфом к материалу ещё и служитинтересная история, то нежданннуюнаходку следует считать редкой удачейи ценить по достоинству.

Когдапостоянный автор альманаха "Глаголъ",тележурналист и продюсер, НатальяЧерных,предложила вытащить на свет Божий однозамечательное интервью, так никогда ине вышедшее в эфир, по причине грубойтехнической оплошности, и теперь гниющеев раздербаненных почём зря архивах, моябессонная интуиция дрогнула, но сдержаласьдо "будем посмотреть".

Когдаже я выпиливала глазами каждую строчкутщательно перепечатанного машинисткойтекста, с повторами и междометиями,"взмыв" произошёл, после первыхдвух абзацев и единственной проблемойосталось, как вместить в ограниченноебумажное пространство интереснейшуюбеседу, не вымарав из неё важные деталикаким-нибудь неловким сокращением.

Пятнадцатьлет назад. Плёнка местами засвечена,голоса целы. И фото: вот они оба, стильнаяблондинка Наталья Черных, ведущаятелепрограммы "Линия жизни" и он- живой, здоровый, спокойный, оченьпо-аристократически достойный, точнотакой же, каким его представляют картинкив энциклопедиях – « русский писатель,Лауреат Государственной премии СССР… »

БорисВасильев.

Ктовдруг забыл, или (совсем вдруг!) не знали не читал, наверняка хотя бы слышал исмотрел :"Офицеры", "А зори здесьтихие", "Не стреляйте в белыхлебедей"- напомню только те, что насамом-самом виду, без которых вся русскаякультура, с 60-х и по сегодняшние будетнеполной. Нравится или не нравится -другой вопрос. Весь его "послужнойсписок" смотрите сами.

Очём вы бы говорили с человеком, создавшимвот такое? Вопрос, конечно, риторический,потому что ответ всё равно один - обовсём, сколько хватит времени и сил...

Собственно,так и получилось. Умная и тактичнаяНаташа Черных вела беседу за носзамечательными вопросами.

"Чтоза прелесть эта Наташа!"(с) Не Ростова,но Черных! Разыскала, записала, сохранила,предложила в печать...Самая крепкая иискренняя ей благодарность - моя ичитательская.

Такихблистательных эксклюзивов мне невстречалось очень давно и врядли скороснова повезёт.

Поэтому,не дожидаясь выхода бумажной версиинашего альманаха, хочу щедро поделитьсяочень (!) маленькими кусочками со всеми,кому интересно. Есть в этом разговоревещи, вполне спoсобные пригодиться исейчас, пятнадцать лет спустя…

Судитесами.

***

Опредках и корнях :

"…ВРоссии не сложилось единого гражданскогообщества. .... Россия только приступилак строительству этого общества, послеосвобождения крестьян от крепостногоправа, когда она перестала быть странойрабовладельческой ...приступила, но неуспела ничего сделать, как началасьимпериалистическая, а затем большевистскийпереворот, который в конечном итоге ине позволил создаться российскомуединому гражданскому обществу.

Всёдело в том, что это гражданское обществосостояло из 2-х частей. Одна наибольшаяего часть, огромная часть — это былокрестьянство, которое опиралось преждевсего на религию и на свои деревенскиестрого чтимые обычаи: на общину, на ихрешения, на уважение к старшим — вот еёпостулаты основные, — на любви к труду.

Вторая,наименьшая её часть была, более развитая— это была дворянско-городская культура.Я говорю дворянско-городская, потомучто много было разночинцев, которые небыли дворянами, но при этом назвали себядворянско-городской культурной средой..."

Оличности и морали:

"… личность как таковая состоит в ощущениисобственной личной нравственности. Неморали — это несколько иное. Мораль —это тот неписаный закон, по которомуживёт данное общество. Вы знаете 10постулатов Нагорной проповеди. Вот поэтой Нагорной проповеди и основываласьрусская мораль. Мораль России.

Малотого, что в ребёнка маленького, крохотноесущество, закладывались основы этойморали, но и каждая дворянская семьязакладывала для ребёнка ещё его личнуюнравственность, то есть традиции, порядокповедения и волю. Потому что он долженбыл выбирать себе службу, работу, сферудеятельности, ставить перед собой цельи её добиваться.

Чтотакое воля? Это поставить перед собойцели и её добиться, вот и всё. Личнодобиться, во что бы то ни стало. Крестьянамне было нужды этого делать, потому чтоу них была другая задача в жизни. Адворянский ребёнок не мог по-другомупоступить: если он поставит цель искажет себе, что я буду генералом, какминимум, пусть он её не достигнет, нополковником станет. И тогда он пойдётслужить в армию. Для этого нужно заложитьв него этот стержень нравственности.

Сегоднянам надо заложить хотя бы основы морали,то есть то, на чём держалось общество.И это разрушено. Настолько разрушено,что обратите внимание, слово «мораль»у нас не произносят даже средствамассовой информации. Вы не встретитеего в газетах, это слово исчезло изобихода. Это знак того, что его несуществует как понятия. Почему?

Всёдело в том, что Россия никогда не быласвободной. Никогда. За всё время своегосуществования она никогда не быласвободной. Поэтому она воспринималасвободу как волю. А между свободой иволей огромная разница. Свобода — этотвоё поведение в рамках закона, которыйты прекрасно знаешь. А его нарушениегрозит тебе неприятностями. А воля —это что хочу, то и ворочу. Системадержалась не столько на морали, сколькона терроре, будем откровенными. Но ведьтеррор исчез и всё остальное исчезло.

Амораль? От морали ничего не осталось. Свободане может быть сверху декларированной,как и воля.Не может, хотя бы потому, что наши законыне работают. Те, которые мы пытаемсяпровести, не работают, потому что дляэтого не подготовлен аппарат. Он тожетакже воспринимает свободу, он такойже, он оттуда же, он из нас, этот аппарат.Он же делается из тех же самых... из нассамих, ребята, он ни лучше, ни хуже.

ВРоссии аппарат состоял из дворянства,там другое образование было, другойуровень подготовки. Там всё другое. Тамготовили управленческий класс. А у насв какой семье готовят управленческийкласс? Да ни в какой. Вот в чём всё дело.А быть хорошим специалистом и прийтируководить в министерство — это разныевещи. Ты чудный специалист, прекрасный,но ты можешь знать только своюспециальность, на ней зациклиться, да,вот так упорно и не ощутить ничегодругого".

Одобре:

« …Потомучто добронужно тоже видеть, иначе всё, мыбезоружны.Преждевсего искать хорошее и его находить. Ядумаю, что сейчас нам этого не хватаетпросто в силу того, что мы все оченьвнутренне раздражены, озлоблены, у наспоявляется много ксенофобии, котораявообще очень опасна. В России её никогдане было! Посмотрите историю России!Откройте её, там вы найдёте массуиностранных фамилий, любых… Будто всяЕвропа у нас в героях присутствовала,представители всей Европы, Такоеощущение, что Россия отбирала не понациональному признаку людей, а поспособностям. По преданности, поспособностям, по воле, по мужскимкачествам. По нравственности, в концеконцов, глубокой.

Здесьнужны реформы не те, которые мы сейчаспытаемся протолкнуть, а решительные,может быть даже одна реформа, норешительная. Увы, я не политик, я негосударственный деятель, я просто старыйчеловек, проживший жизнь в объятияхсоветской власти. Может быть повезёт,поживу ещё немножко. Понимаете, мы всёвремя латаем Тришкин кафтан. В этом ужасвсех наших правителей. Горбачёв — онлатал этот кафтан, Ельцин латал кафтан,сейчас Путин тоже латает этот кафтан.Дорогие мои, надо, не знаю, совет собратькакой-то, я не знаю, не только из чиновниковназначенных, но из уважаемых людей...они остались вообще в России или неостались?

... яуже был народным депутатом, я знаю, чемкончается дело. Чиновничеством. Ведьдело всё в том, что у нас чиновничьегосударство, оно правит балом. У насдорвались до пирога чиновники и менятьничего серьёзно они не будут, потомучто лишатся своей привилегии. Немедленнолишатся

Оразном, больном и грязном, честном изамечательном:

« Выпонимаете, искусство от вас требуетличности не в потоке… Была плеяда целая,только возникла во время СоветскогоСоюза прекрасных исполнителей икомпозиторов. Были прекрасные писателив советское время, но все они, заметьте,все выходцы оттуда — с культуры России,как один. Как один. Это первое…

Понимаете,они кончились. Сейчас нет на нихвостребованности, во-первых. Во-вторых,не забудьте, наш народ весь целикомпереживает чудовищную генетическуюусталость. Чудовищную! Нас измотал XXвек как ни один народ в мире! Ни одиннарод в мире столько не пережил, сколькопережили мы. Эта генная усталость естьв нас во всех. А ещё детей мало рождается,не потому что жить трудно. Перестаньте,люди живут хуже, чем мы, а у них по 15человек в семье. Потому что у них естьради чего это делать — у них есть вера!У них есть твёрдость какая-то, убеждённостьвнутренняя. У нас ничего этого нет, унас генетическая усталость — всё равнобудет только плохо, — вот, условноговоря, что она говорит. Зачем рожать?На муки очередные?

Россиявымирает постепенно. Россия спивается.Это тоже признаки генетической усталости.Нет сопротивления, она погашена. Пригенетической усталости умирает и воля,и человек тянется к рюмке, потому чтоэто кажется ему, что вот он... вот онсейчас восстанет! Вот...! Ничего он невосстанет. Он погиб уже.

Надеждаконечно, какая-то есть всегда. Но давайтеучитывать, ведь почему-то гении посещаютстраны с хорошей культурой и избегаютстраны с культурой малой и разрозненной.Назовите мне гениального, чтобы необижать народ сейчас, скажем, эскимоса?..Егонет. Есть гениальные русские, немцы,французы, американцы, англичане,итальянцы, японцы, китайцы, индийцы. Тоесть, все они там, где есть большаякультура. Только большая культураспособна создать гения. Это та почва,на которой он вырастает, этот росток. Аиз тунгуса не выйдет никакого гения,никогда в жизни не выйдет, не получится,у него нет пласта, нравственногокультурного слоя нет. Былинки растут,они хороший урожай. Вот ведь чтополучается…

Таквот вернёмся сначала к воспитанию,потому что всё закладывает семья. Всёрешительно закладывает семья. Школатолько образовывает, Институт тем паче,он даёт узкое образование, школа даётболее-менее какое-то общее. Хотя долженсказать, школа сейчас у нас находитсяв состоянии хаотическом и никак не можетпонять, что ей нужно делать.

Яне предлагаю никакого рецепта, но япрошу тех, от кого это зависит, обратитьсяк опыту России. Не надо забывать прошлое,там было очень много хорошего.

АлександрII, величайший государь России, о котороммы почему-то никогда не упоминаем, а онсделал для России куда больше, чем ПётрВеликий, поверьте мне. Он не толькоосвободил крестьян, но и провёл рядреформ, ну Вы знаете, там военная,полицейская, экономическая, судебная.Лучшая судебная система была в Россииим введена. Лучшая судебная система вРоссии той! Мы её разрушили, советскаявласть, напрочь.

Онввёл и учебную реформу. Он стал готовить4 направления, которые нужны государству.Это будет востребовано обществом. Какиеэто направления? Гуманитарное — этопрежде всего гимназии. Инженеры, техники,строители и все прочие, это техническоеучилище. Купцы, финансисты, промышленникикрупные — коммерческое училище. Офицеры— юнкерское училище. Вот 4 направления.

Нельзяготовить детей одинаково, программыслишком большие. Они захлебнутся в этом,потом им невостребованном богатстве.Оно им не нужно, нужно строго выбратьдля сына или дочери профессию, и в этомнаправлении их двигать, тогда будеттолк. Тогда мы получим настоящуюинтеллигенцию, наконец, а не сумбур вголове ».

Овоспитании:

« …Всёдело в том, что нужно уметь восхищатьсяперед маленьким ребёнком. Обязательнонужно восхищаться чем-то — героями,строительством, мостами, картинами,нужно это восхищение посеять в ребёнке,потому что оно само собой не возникает.

Нужновоспитывать людей, которые умеютвосхищаться прекрасным, в чём бы оно незаключалось: мост через реку — Прекрасныймост! Великолепный мост! Картина — Ох,какая картина! Фильм — Отличный фильм!

Тоесть уметь восхищаться прекраснымидеяниями человеческого разума и рукчеловеческих.

Вотесли это посеяно в человечке маленьком,то он не пропадёт в жизни, он выберетдля себя то, что ему нужно по восхищениюсвоему. Восхищение — двигатель ребёнка.Об этом двигателе внутреннем не нужнозабывать никогда. И он должен обязательноопираться на внушённую ребёнкунравственность. Он должен наматыватьсяна тот стержень, который ребёнка непозволит согнуть никому ».

Олитературе и языке:

« …Выпонимаете, я всё-таки ощущаю себя вбольшей степени человеком XIX века, нежеливека XX, потому что и родители мои из XIXвека. И потому что меня воспитывали позаконам XIX века, потому что у меняпреподаватели были из XIX века. Всёестественно, здесь. Во мне больше XIXвека, нежели XX тут ничего не поделаешь.Поэтому я себе позволю сказать с точкизрения представителя интеллигенцииXIX века, а не XX.

Литературабыла одной из основных, отдельно дажевыделенной ценностью. Я разделяюискусство и литературу всегда. Онанастолько пронизала всё русское общество,что мы просто не могли смешать её сискусством, это было больше, чем искусство,это было мировоззрение. Каким языкомона написана? Очень простым. Толстой,Достоевский, Чехов, Пушкин, Гогольпользовались только очень простымязыком. Очень простым.

Языкстали ломать в начале этого века, когдавозникло движение футуристов, там чёрта,дьявола. Это чисто вот такое озорноебыло учение, которое если бы Россияпродолжала развиваться нормально, еслибы не большевистский переворот, оно быспокойно и ушло. Стало бы, как и во всёммире, третьестепенным.

Где-тохочешь, иди вон на такую улицу, там этоесть, здесь не надо, в этом музее его небудет. Понимаете? Так что поискать быещё пришлось, побегать за всеми этимифутуристами, символистами и прочими.Символистов я не буду трогать, я имею ввиду прежде всего, конечно, вот кого.Такие люди возникают на предчувствиикакого-то изменения, когда им начинаетказаться, что для того чтобы привлечьчитателя, нужно отбросить старый язык.Ведь кричали же «Сбросим классиков скорабля современности» в своё время,помните это дело?

Вотсейчас та же самая попытка происходит.Это попытка с негодными средствами,потому что это смерть языку, это суетливо,это сиюминутно всё. Понимаете, это отлукавого, а не от Бога. От лукавого. ОтБога простота. »

Ошколе :

« …Hичегонет опаснее, чем поверхностноеознакомление. Потому что тогда у человекавозникает ощущение, «я это знаю », егоне интересует дальнейшее, что происходит.Я думаю, что это вопрос элементарногосмешения. Школа не может разделиться,куда, кого и для чего мы готовим. Выпонимаете, мы ко всему готовим - этогонельзя делать! Надо готовить к чему-то.Нужно вернуть реальные училища, гимназии,называйте по-другому, это ваше дело,коммерческие училища и юнкерскиеучилища. Нужно их вернуть.... Кадетскиекорпуса то есть. Их нужно вернуть, потомучто там будет закладываться минимумтого, что нужно будет будущему человекув жизни и максимум того, что ему необходимобудет в жизни. Понимаете? Вот там самособой всё и утрясётся.

Вгимназии будет очень много литературыи истории, слава богу, это гуманитариизавтрашние, это платформа, на которойстоят вообще все науки на свете. А вкоммерческом будет только ознакомление,на здоровье, пожалуйста. А в реальномбудет самое главное — физика, математика,химия, компьютер. На здоровье, это имнадо, для будущего, для строительства,для чего хотите. Все они будут полноценными,потому что каждый будет знать своё.

Нужнодумать не о том, как я, министр образования,отчитаюсь наверху, перед Президентом,а о том, что ребёнок этот, став взрослым,будет иметь в своём рюкзаке. Вот о чёмнужно думать главным образом. Поэтомушкольную программу нужно резко менять.Нужно переориентировать людей на точнонаправленные вещи Мы с Вами где-тоговорили уже, не хочу повторяться. Воттогда будет толк. А так и с литературойпогрязнем, с историей погрязнем, дажене говорите про историю, потому что еёвообще не изучают. »

Шахи мат:

« …Матпроник в литературу, это вообщенедопустимая вещь! Поэтому, когдавстречаю одно скабрёзное слово, янемедленно бросаю книжку, какая бы онане была. Я дальше не читаю. Не могузаставить себя читать, я на другойлитературе воспитан.

Уменя дома никогда не ругались. У меняотец прошёл 4 войны, у него самое страшноеслово было «шляпа». А мама чуть не падалав обморок от слова «дурак», когда япроизносил его. Она не могла его произнестии говорила: «Боря, я тебя заклинаю,никогда не говори этого слова. Никогдане говори, это плохое слово, Боренька».Так что всё идёт в конечном итогевсё-таки, наверное, от нас самих, ребята.Наверное, самих.

Ненадо ни на кого жаловаться, ни какоеправительство, ни какие думы, никтоничего не сделает, если мы сами чего-тоне сделаем. Если мы сами от этого неочистимся, если мы сами себя непрофильтруем, себя не прочистим вотщёткой хорошей. Понимаете? Тогда возникнетопять то, что было когда-то...

Совесть,нравственность, чистота, уважение кженщине. Дай Бог... »

***

(Полныйтекст интервью Натальи Черных с БорисомВасильeвым выйдет в 8 выпуске альманаха"Глаголъ", в начале 2017г)


P.S. Редакции "На Линии"

Согласимся, уважаемые читатели: текст поучительный. Даже втройне поучительный. Во-первых, потому что герой интервью - действительно создатель "Офицеров" и "В списках не значился" - и сказанное им в любом случае заслуживает внимания. Во-вторых - потому что знаменитый советский писатель из 2001 года призывает, если мы ничего не путаем, к воссозданию сословного общества и, в частности, надеется на узкую специализацию образования, при этом упоминая "десять постулатов Нагорной проповеди". А у нас, читающих его из 2016-го, Фурсенко и Ливанов уже позади. В-третьих, потому что его констатации про "Россия спивается" и "Россия вымирает" тоже из 2001 года - а у нас, читающих его из 2016 года, "вымирающая Россия" тоже позади.

Ну и ещё текст поучительный потому, что он представляет собой яркий и чёткий отпечаток мировоззрения советской творческой интеллигенции, причём лучшей её части.

И он весьма ясно иллюстрирует жестокую логичность всего, что произошло с творческой интеллигенцией за последние три десятка лет.