— 20 апреля, 2024 —
 
Будущее

"Десятка лучших вертолётов": улетая от реальности

На канале Global Conflict вышло видео, демонстрирующее рейтинг лучших ударных вертолетов мира.

На каналеGlobal Conflict вышло видео, демонстрирующеерейтинг лучших ударных вертолетов мира.

Давайте присмотримсяк нему подробнее.


Десятое место Agusta AW129Mangusta итальянскойразработки 1990 года. Легкий, всего 2,5тонны, но неплохо защищенный: два пилотанаходятся в забронированной кабине, послухам, защищающей от одиночногопопадания 12,7-мм пули. Кроме пушечноговооружения, имеет еще 4 точки подвескии боевую нагрузку в 1.2 тонн. Двадвигателя мощностью в 1360 л. с. непозволяют ему быстро поднимается надповерхностью, не развивать заметновысокую скорость — только 280 к/ч.Зато у вертолета весьма неплохой потолокполета в 6 км.

В целом заурядныйвертолет, явно не блистающийхарактеристиками.

Девятое место Ми-24 покличке «Крокодил» впервые поднялсяв воздух аж в 1969 году. Этой машине до сихпор принадлежит абсолютный рекордскорости полетасреди вертолетов - 368,4км/ч и рекорд скороподъемности - 6тыс. метров за 8 мин 31 с.

Эта 7,5 тоннамашина способна поднимать на своихдвигателях мощностью в 2200 л. с грузвесом 2.5 тоны, только в отличие отмногих вертолетов это может быть нетолько вооружение на шести точкахподвески, но и восемь десантников. Экипаж2-3 человека. Забронирован летчик ичастично двигательный отсек.

Машина выдающаяся,но далеко не новая.

Восьмое местозанял китайский CAICZ-10 вышедшийв производство в 2011 году. Вертолет несамый тяжелый — 5,5 тонн с грузоподъемностьюв 1,5 тонны и четырьмя точкамиподвески вооружений. Мощность двухдвигателей оставляет желать лучшего —всего 1285 л. с. каждый. Машинавыполнена с применением технологий, снижающихзаметность. Кабина тандемная, бронирована,включая остекление. Шасси энергопоглощающее приударе о землю.

Достаточнонеплохой вертолет, не очень понятно какоказавшийся внизу рейтинга.

Южноафриканский Denel AH-2Rooivalk занялседьмое место. Машина в целом похожана китайскую: масса 5,7 тонны, боеваянагрузка 1,5 тонны. Несмотря на большуюмощность своих двигателей — 1845 л.с. он все же на 12 лет старше китайскогои гораздо более заметен во всех диапазонах.Вертушка не плохая, но почему-то стоитвыше в рейтинге гораздо более технологичнойкитайской разработки.

Шестое место— совсем свежий, поступивший в массовоепроизводство только в прошлом годуиндийский HAL Light CombatHelicopter. Машиналегкая, всего 3 тонны, полезная нагрузка1,5 тонны. Два двигателя мощностьюв 1200 л. с. каждый, легко поднимаютмалышку в воздух и разгоняют ее до 330км/час. Кабина тандемная, ее бронязащищает пилотов от попадания 12,7-ммбронебойных пуль. Имеются средстваснижения заметности вертолета.Особенностью является то, что машинаразрабатывалась специально дляведения боя в высокогорье, отсюда динамическийпотолок в 6,5 км и уверенное поведениена такой высоте.

Прямо посерединке каким-то образом оказаласьфранко-германскаямашина 1991 года — EurocopterTiger. В своевремя решения по снижению заметностиреализованные в этом вертолете, конечно,были, в некотором роде, прорывными. Нона дворе 2016 год и снижением заметностив инфракрасном диапазоне сегодня никогоне удивишь. В остальном же машинапосредственная — при массе в 3,3 тонныберет полезной нагрузки на 1.5 тонны начетырех точках подвески. При этом едваразгоняется до 280 км/час и летает низенько— не выше 4 км. Неплохой радиус действияв 700 км вряд ли можно назвать решающимпреимуществом.

И еще однадеталь — бронирование машины в основномсводится к бронесиденьям пилотов.

Почему вдругTiger оказался выше индийской и китайскоймашин, вопрос открытый. Наверное, потомучто это европейский вертолет.

Четвертое местоотдано янкис их Bell AH-1Z Viper ипосле этого я окончательно потеряллогику составителя рейтинга. Вайпер2000 года разработки — это Bell AH-1 SuperCobra с улучшенной авионикой, новымивинтами и модернизированными двигателями.А Супер Кобра — это двух двигательнаяверсия той самой Белл AH-1 «Cobra» из 60-хгодов. Машина для своего времени,конечно, хорошая, в частности, кабинавыдерживает одиночное поражение 12,7-ммбронебойной пули. Но с таким же успехомна этом месте мог бы оказаться какой-нибудьмодернизированный вариант Ми-24.

Третье местоза российским Ночным охотником Ми-28Н. Восьмитонный монстр берет на борт 2,3 тонныполезной нагрузки на 4 точках подвескии в грузовом трюме, где может такжеразместиться и 2–3 десантника. Учитываявозможность работы на сверхмалыхвысотах, прячась за складками местности,высадка такого пусть и немногочисленногодесанта является неоспоримымпреимуществом нашего ударного вертолета.Еще одной особенностью Ночного охотникаявляется его защищенность — забронированане только кабина, но и критически важныеузлы. Вертолет имеет одну из лучшихсистем спасения экипажа как набольших высотах, так и на малых. Стоитли говорить, что он еще и смертельноопасен? Но не самый опасный, потому чтоесть в России еще один ударный вертолет...

Второе место — Ка-52«Аллигатор»,пожалуй, король среди всех ударныхвертолетов. Достаточно сказать, чтопосле того, как появилась его корабельнаяверсия, специалисты начали говорить обизменении баланса сил в черноморскомрегионе.

Невозможноманевренный, несущий 2.8 тоны самогоразнообразного вооружения, имеющийочень «острое зрение» — РЛС срадиусом обзора в 300 км. Кроме того,что кабина и важные узлы забронированы,так все системы вертолета дублируются,а пилоты имеют катапульту. Это самыйопасный для противника и самый безопасныйдля пилотов вертолет в мире.

Как на первоеместорейтинга попал BoeingAH-64 Apache из80-х годов, яне понимаю. Вертолет для своего времениочень и очень неплохой, но после появленияМи-28Н однозначно ушедший на вторые роли,а уж сравнение его с Ка-52 и вовсе напоминаетизбиение младенца. Вероятно, на первоеместо он вышел по той же причине, покакой германско — французское детищеоказалось на пятом.

Сравнивать ивыставлять в рейтинг легкие и тяжелыеударные вертолеты, ударно-транспортныеи разведывательные, конечно, задачасложная, но если стоит цель обеспечитьамериканцам первое место невзирая нареальность, то задача упрощается.