— 20 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

2017 - год внутренних вызовов. К статистике русского туризма

По итогам года по всем сегментам, организованному и самостоятельному, регистрируется рост внутреннего туристического потока на 15%.

Уже сейчас очевидно, что главные вызовы перед нашей страной будут в следующем 2017 году не столько внешними, сколько внутренними.

Нет, безусловно, ни США с их новым президентом, ни расползающийся ЕС, ни полыхающий (тут уходящая администрация Обамы ещё уголька достойно по Израилю и Сирии подкинула) Ближний и Средний Восток никто не отменял. Как и всё более криминально-безбашенную территорию гарцующего шапито у наших юго-западных границ.

Но с ними, в общем-то, все более или менее понятно.

Тут ничего не надо выдумывать, а всего лишь спокойно и твердо действовать в рамках уже обозначившихся трендов.

Стратегически, по крайней мере, – они понятны уже сейчас.

Внутри, особенно в области экономики, оно, как бы это помягче выразится, несколько посложней.

Тут и наметившиеся противоречия между национально-ориентированным промышленным (к которому в данном случае можно спокойно относить и «сырьевиков») и компрадорским спекулятивно-финансовым капиталом. И возможности открыто действующих «групп поддержки» внутри властных и околовластных структур. И объективные перекосы в экономике, связанные в том числе с сосредоточением капитала в руках объективно нелояльного обществу меньшинства. В кризисный год, на фоне падения рынка и ВВП, на фоне трагического обрушения «среднего бизнеса» банковские спекулянты показывают рекордные прибыли, суммарно в триллион рублей, и не только не стыдятся, но даже гордятся этим и называют это своим выдающимся и рекордным достижением.

К счастью, есть и положительные тренды - и не только в области масштабных инфраструктурных и сырьевых проектов, которые на слуху, от Керченского моста до Сабетты через «Росатом», или, допустим, весьма успешного по вполне понятным причинам ВПК.

Безусловно радует рост в растениеводстве, а также в «обработке», животноводстве, рыбе и т.д. (там несколько иные, более длительные производственные циклы, поэтому там рост не так резко очевиден). Есть довольно ощутимые достижения в IT и машиностроении, - тут надо отдать должное работе профильного отраслевого министерства, кстати.

Наконец, о чем мы многократно писали, - изменился туристический тренд.

К примеру, по итогам года по всем сегментам, организованному и самостоятельному, регистрируется рост внутреннего туристического потока на 15%. Более того, что совсем удивительно, отмечается десятипроцентный рост въездного туризма. И что еще более важно, доля так называемого «организованного внутреннего и въездного» туризма выросла почти что вдвое по сравнению с «самостоятельным». А это означает только одно: формирование и структурирование именно внутреннего туристического рынка как значимой для экономики отрасли.

Что при этом, к сожалению, печально и показательно: этот едва ли не взрывной рост происходит отнюдь не благодаря ответственным за развитие экономики властным структурам. Последние до сих пор даже плановые свои показатели, по которым «отчитываются за проделанную работу», по крайней мере, на уровне «среднего звена» - исчисляют исключительно в цифрах туризма «выездного». И оттого до сих пор публично с грустью констатируют, какое «падение туристического рынка» по направлениям (европейское, турецкое, египетское) мы сегодня имеем. Им до сих пор вроде как бы невдомек, что с точки зрения национально-ориентированной экономики каждый выехавший на отдых турист есть деньги, выведенные из российской экономики.

Нет, это, безусловно, не означает, что надо «держать и не пущать», - свобода перемещения, в том числе с туристическими целями, - есть важнейшее завоевание гражданского общества и это очень здорово, что гражданин России может сейчас отдыхать там, где хочет.

Вот только с точки зрения именно национальной экономики, за которую эти добрые люди отвечают, а не с точки зрения гражданских прав и свобод, гордиться этим довольно смешно.

А рост внутреннего и въездного туризма объясняется довольно просто: присоединение Крыма, рост интереса к своей собственной стране плюс благоприятная внешняя конъюнктура. Если на пальцах, то по «массовым направлениям»: Крым – пришел, Сочи – достроены и оборудованы, Египет – временно отпал, в Европе дорого, в Турции элементарно небезопасно. Словом, всё как и в других отраслях, ничего нового, но все довольно показательно.

Но вот не использовать данный тренд для развития и насыщения именно внутрироссийского туристического рынка в настоящих условиях будет верхом раздолбайства и непрофессионализма.