— 28 мара, 2024 —
 
Будущее

Без нас никак. Мегапроекты, которые мир не потянет без России

У России можно забрать чемпионат по бобслею. Но есть десятки проектов, которые мир просто не реализует без участия нашей страны

В уходящем году Россия многого былалишена. В начале декабря, например, мыузнали, что чемпионат мира 2017 года побобслею и скелетону будет перенесен изСочи, пока в никуда. Причины политическиеи не нужно быть семи пядей во лбу, чтобыпроследить связь с публикацией второйчасти доклада Ричарда Макларена.

Ну что ж, мировой спорт — это шоу,деньги и, к сожалению, политика. Так быловсегда. Мы помним еще летние Олимпийскиеигры 1936 года в Берлине.

У нас могут забрать чемпионат мира побобслею, в мире десятки мест, где егоможно с успехом провести.

Нашим спортсменам могут запретитьприезжать на Олимпиаду, у нас можноотобрать ещё несколько первенств, нашимкомпаниям можно перекрыть доступ ктехнологиям, а нашему бизнесу к долларовымкредитам. Можно даже запретить пересекатьграницу западных стран некоторым нашимгражданам, но что-то я не наблюдаюсанкционной политики в двух сферах— космосе и науке. Американцы до сихпор скрипя зубами покупают наши ракетныедвигатели, а нашим ученым что-то незапрещают приезжать на конференции.

И знаете почему?

Потому что альтернативы ни тому, нидругому нет.

Вот несколько международных научныхмегапроектов, в которых участвует Россияи чье участие никому не приходит в головупрекратить санкциями.

ЦЕРН

Все знают о Большом адронном коллайдереили хотя бы слышали популистскиеспекуляции о конце света и прочихвеселостях, что предшествовали егопервому запуску. Но мало кто знает, чтоБАК находится в ЦЕРНе. Звучит как названиешпионской организации времен холоднойвойны, но эта организация ещё круче, иее аббревиатура расшифровывается как Европейский совет ядерных исследований.Это крупнейшая в мире лаборатория, вкоторой ученые имеют возможность изучатьфизику высоких энергий. Находится онана границе Швейцарии и Франции, вблизигорода Женевы и там, кроме БАКа, ещепять различных ускорителей, о чем частотоже забывают.

Что же касается самого Большогоадронного коллайдера, то те самые мощныесверхпроводящие магниты двадцатисеми километрового закопанного подземлю ускорителя изготавливались вРоссии. Не все, но значительная их часть.

Общая стоимость объема выполненныхзаказов Россией в рамках работы надпроектом невысока — 120 млн долларов.Однако качественный вклад сложнопереоценить. В частности, технологиявыращивания монокристаллов вольфраматасвинца, используемых в детекторахБАКа не только была разработана вСССР, но и сами монокристаллы былисозданы специально для проекта. За всевремя над ним поработало более семисотен наших специалистов.

Директор ЦЕРНа Фабиола Джанотти вэтом году приезжала в Россию, читалалекцию, обговаривала с нашими ученымипланы по сотрудничеству.

Санкции? Не, не слышали.

XFEL

В германии, вблизи Гамбурга, заканчиваетсясооружение подземного 3400-метровоголазера. Называется он «Европейскийрентгеновский лазер на свободныхэлектронах» и нужен для того, чтобынаблюдать за ходом очень быстрыххимических реакций.

Для совершения прорывных открытийученым необходимы серьезные инедешевые игрушки. Строительство XFELобходится в 79 млрд рублей, из которыхРоссия предоставляет 27%, Германия —58%, еще 9 европейских стран оставшиеся15%.

Сама идея лазера на свободных электронахпринадлежит советским ученым, так жекак и теоретическое обоснование. Проектстроится с использованием нашихтехнологий, нашими специалистами, ночто еще важно, мы входим в административныйкомитет.

Когда в 2017 году пойдут первые запуски,нам будет выделено соответствующеедоли участия время для работы с лазернойустановкой - и у нас уже готова национальнаянаучная программа экспериментов.

Так что ждем новых открытий.

ITER

Название ИТЭР носит проект международногоэкспериментального термоядерногореактора. Как вы знаете, обычная ядернаябомба построена на принципе делениятяжелых ядер. В результате цепной реакцииобразуется море энергии. Ее мы давненькообуздали, научившись строить самыеразные реакторы и электростанции. А вотв основе термоядерной бомбы лежит прицепреакции синтеза, в результате которогообразуется океан энергии, которыйобуздать мы пока не в состоянии. Я дажескажу больше, не так давно это дажесчиталось невозможным.

Однако вот он, первый термоядерныйреактор возводится на юге Франции. Егосердце — Токамак — ТОроидальная КАмерас МАгнитными Катушками, которая создаетмощнейшее электромагнитное поле, способноеудержать плазму, раскаленную дотемпературы 1,5·108 К, что в 10 раз большечем температура солнечного ядра.

Приятно знать, что технологии, легшиев основу столь амбициозного проектасозданы в твоей стране.

В проекте участвует семь стран.Финансирование разделено следующим образом: ЕС вкладывает 4/11 части, Япония2/11 части, и остальные страны по 1/11 части.В этом проекте мы тоже равноправныеучастники. В частности, академик Велиховдолгое время возглавлял Совет ИТЭР

Как вы понимаете, финансированиепредполагает не перевод денежных сумм,а поставку высокотехнологичногооборудования. Мы, например, изготавливаемсверхпроводящие магниты, кабели,бланкеты, устройства нагрева плазмы, ипрочее.

Предполагается, что хоть термоядернаяэлектроэнергия в будущем и будетдостаточно дорогой в сравнении ссегодняшними ценами, однако, она можетстать единственной эффективнойальтернативой невозобновляемым ресурсамнефти и газу.

И те страны, что будут иметь соответствующиетехнологии, окажутся в лучшем положении, чем все остальные.

Масштаб

Кроме этих, весьма известных мегапроектов,мы участвуем в менее знаменитых.

FAIR — строящийся с 2010 года Европейский центр по исследованию ионов и антипротонов. Он позволит тремя тысячам ученых со всего мира производить уникальные эксперименты и заниматься исследованием. Если, конечно, его когда-нибудь достроят.

ESRF — Европейский синхротронный центр,в котором у нас с недавнего времени 6%времени работы на источнике, вроде бымало, а четвертое место среди 20стран-участниц исследований.

НИКА — наш собственный ускорительчастиц, коллайдер протонов и тяжелыхионов. Строится с 2013 года в городе Дубна.Планируем закончить к 2020 году. В проектеучаствует три сотни ученых из 32 странмира.

Мегапроекты

Эти огромные и дорогие проекты нетолько позволят нашим ученым проводитьуникальные исследования и, как следствие,разрабатывать передовые технологии.Сама работа над этими мегапроектамистимулирует научную деятельность ивысокотехнологичное производствовнутри страны. Финансирование такихпроектов — это не перечисление денегна счет, а направление финансовых потоковвнутри страны на создание той продукции,что необходима проекту. В результатеденьги остаются в стране, у ученыхпоявляется стимул и средства на новыедостижения. В рамках таких международныхпроектов появляются целые направления,которые ранее были слабо развиты у насв стране.

Возвращаясь к началу

Без наших спортсменов можно провестиолимпиаду, без нас можно проводитьзаседание большой семерки, но человечествобез России может стать только беднее ислаборазвитее, а то и вообще зайти всвоем развитии в тупик.