— 19 апреля, 2024 —
 
Будущее

​2017 год для Казахстана

Новая международная архитектура - это прежде всего опора на общность интересов суверенных стран

2017 годобещает быть непростым – это мы ужемного раз читали или слышали в течениепрошедшего года. Если быть немногоконкретнее, то 2017 год, без преувеличения,почти для всего мира будет годом,определяющим очень многое. Немалонаписано, и написано очень аргументированно,о том, что для России 2017 год будет годомотносительной передышки, которой нужновоспользоваться максимально продуктивно.Это мнение не только российской разумнойобщественности, ругаемой «охранителями»,но и западныхавторитетных изданий. Внешний, нопредельно дружественный и достаточноинформированный взгляд на обобщённуюзадачу России на 2017 год, определяет еёво многом как «успешно завершить начатоев 2016».

Можно назватьэто не задачей, а разумно обоснованныможиданием. Но суть от этого не меняется.Роль инициативного и стабилизирующегоцентра построения нового порядкамеждународных взаимоотношений, которуюРоссия взяла на себя в 2016 году, внаступившем 2017-м готово признавать иподдерживать все большее количествомировых игроков. Именно этот факт и даётРоссии упомянутую передышку, возможностьсовершенствоваться и развиватьсявнутренне.

А чтоКазахстан? С обозначенной точки зрения– абсолютно то же самое. Казахстан в2016 году столкнулся со всем спектромсовременных вызовов. И точно также,несмотря на отдельные локальные неудачи,вошел в 2017 год в довольно новой, но вполнепризнанной роли. И если Россия, в силусвоего масштаба и статуса, действует спозиции мировой сверхдержавы, то иКазахстан выбирает роль, обусловленнуюсобственными возможностями.

Оставаясьверным союзником и партнером России поЕАЭС и ОДКБ, Казахстан в последние годыпридерживался тщательно оберегаемогоим многовекторного нейтралитета ипоследовательной незыблемостимеждународного права. Казахстан стремилсянаходить общий язык и общие интересысо всеми, с кем это было возможно, втечение многих лет, чем часто вызывалнедоумение союзников и иногда дажесобственных граждан. Однако в 2016 году,внешне довольно сильно отличающиесяметоды привели к удивительному единствурезультатов.

Именно впоследние годы Казахстан стал площадкойдля самых сложных и важных международныхпереговоров. Особенно ярко новая рольРК обозначилась в 2016 году. При живомучастии и посредничестве Казахстана илично Н. Назарбаева России и Турцииудалось почти невозможное – превратитьотношения из «на грани войны» в предельноконструктивное партнерство по всемнаправлениям. Об этом и других успехахпартнёрской дипломатии Казахстана,здесьуже было написано.

В наступившемгоду, как известно, Казахстану предстоитрешить ряд задач, которые также прекрасносуммируются фразами «продолжитьначатое». Первое и самое ожидаемоесобытие такого рода – предстоящие 23января в Астане переговоры по Сирии. Вслучае достижения взаимопонимания изаключения жизнеспособного соглашения,и Россия и Казахстан могут окончательнозакрепиться в новых ролях. Насколькоэто необходимо России – понятно ужевсем, кроме самых убежденных противниковобъективной реальности. Насколько этонеобходимо Казахстану – можно судитьна примере России, которой тольковозвращение в большую международнуюполитику дало возможность развиватьсяи решать наболевшие внутренние проблемы.Что у Казахстана они есть, никто несомневается.

Добавимсюда, что в 2017 году Казахстан впервые вистории войдет в СБ ОНН в качественепостоянного члена на 2017-2018 годы. Кромеэтого, Казахстан в этом году принимаетмеждународную выставку Expo-2017,в которую вложились всей страной, испортивную Универсиаду-2017, рекорднуюпо числу участников и ожидаемойпосещаемости. Всё это укладывается вконцепцию выхода Казахстана на мировуюарену в постоянном и очень важномкачестве. Приятно и обнадеживающе длявсех союзников и партнёров должновыглядеть совпадение реальных возможностейи достижений Казахстана с рядом важныхприкладных задач в этом направлении.

ПрезидентРоссии не раз в этом году подчеркивалстремление России не доминироватьединолично, а формировать новую мировуюархитектуру с опорой на взаимодействиес суверенными и самодостаточнымипартнёрами, которым это взаимодействиеоткрывает серьёзное окно возможностей.Для Казахстана – совершенно конкретныхи осязаемых. Учитывая огромное полеобщих интересов – для России тоже. Еслиучесть, что естественная смена властив Узбекистане пока не без основанийвоспринимается как возможность вовлечениямощнейшего тридцатимиллионногогосударства-соседа Казахстана в общееевразийское партнерство, то довольнообщие фразы о возможностях и взаимнойвыгоде приобретают вполне конкретныеочертания.

Вероятность того, что в переговорах поСирии удастся добиться результата,довольно высока. Это будет одинаковохорошим началом года и для России, и дляКазахстана. А каким будет его продолжение– может быть, встреча Путина с Трампомв Астане?