— 26 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Украинская труба превратится в тыкву, требуется фея. К заявлению главы "Нафтогаза"

"Украина сохранит статус транзитной страны только в случае привлечения европейской компании к управлению своей газотранспортной системой"

Как стало известно вчера из выступления главы НАК «Нафтогаз» Андрея Коболева, "Украина сохранит статус транзитной страны только в случае привлечения европейской компании к управлению своей газотранспортной системой". То есть лишь привлечение сильного европейского "старшего брата" сможет хоть как-то гарантировать Украине участие в транзите газа по своей территории после 2019 года.

...Приплыли.

Мы все помним те совсем недавние времена, когда многочисленные киберсвидомые современники горделиво помахивали перед «ордами монголо-кацапов» своей Трубой. А многие её даже считали едва ли не главным «национальным достоянием» и даже мощнейшим оружием приведения Северного Мордора к покорности.

И вдруг - «никогда такого не было, и вот опять».

Из-за отсутствия заказов уже давно полностью остановлена работа когда-то бывшего гордостью советского ракетостроения, завода «Южмаш». Пал в неравной борьбе со скачущей свободой, продал свою «Мрию» в Китайскую Народную Республику и не выпустил ни одного (!) нового самолета в минувшем 2016 году когда-то прославленный «Антонов». Загибаются по пути в «свободную экономику» харьковские «Турбоатом» и ХТЗ, которым не помогает даже перманентно необходимая «военка».

Дышат на ладан (и это особенно страшно) время от времени попадающие в «штатные аварийные ситуации» энергоблоки АЭС.

Теперь, вот, что особенно символично, - Труба.

И тут понятно, почему можно и нужно начинать реально задумываться.

К примеру, по данным немецких операторов, на четвертое января текущего нового года «Северный поток» работал с производительностью свыше 168 млн. куб. м в сутки (61,3 млрд. куб. м в годовом исчислении). Что на текущий момент времени составляет 111% от его проектной мощности (55 млрд. куб. м в год), а OPAL – на 105% от проектной мощности (36 млрд. куб. м в годовом исчислении).

И это – еще до начала работ по «Турецкому потоку», к которым уже все, правда, готово и даже объемы транзита вроде как потихоньку, без шума, контрактуются. И до полного согласования «Северного потока – 2», которое в свете наличия потока «турецкого» теперь уже, судя по всему, просто неминуемо.

Причина – предельно проста.

И теперь уже вряд ли устранима, даже при помощи полной, а не только «частичной» продажи, а не просто «передачи в управление» украинской ГТС гипотетической «европейской компании». Ибо никакие «придите и правьте» ничего, кроме дополнительного унижения, не принесут.

Еще раз, все просто: все, в том числе и железо, увы, имеет свой вырабатываемый ресурс.

И газ, идущий по морским маршрутам, теперь для Европы элементарно дешевле, чем идущий по территории Украины и, более того, его транспортировка не подвержена «политическим рискам». А в «украинскую трубу», прежде чем рассматривать ее как конкурента «потокам» нужно, помимо всего прочего, серьезно вложиться в ее по-настоящему капитальную реконструкцию. И кому это может быть нужно в текущих экономических обстоятельствах – это Бог весть.

Ну, а Киеву в условиях роста транзита по «северному маршруту» и стратегического улучшения отношений России и Турции стоит задуматься, что будет не только с энергетикой, но и со всей экономикой территории, когда «труба превратится в тыкву» и поток легких денег за транзит российского газа постепенно сойдет на нет. И «прибалтийские порты» тут, как нам кажется, должны бы выглядеть для киевской власти довольно серьезным уроком.

Просто Российская Федерация, будучи, в отличие от своих легкомысленных юго-западных окраин, образованием глобального масштаба, не имеет права на различные клоунские «примочки». И ее стратегические решения не подразумевают «метания и отступления»: решения приняты, предварительные плановые работы проведены, средства уже вложены, и никто и не будет задумываться о поиске «отступных путей».

Это – просто новая реальность, к которой следует привыкать.