— 19 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Трамп стреножен. Какой мир ему не дадут построить

Нурали Латыпов: "в сложившихся сейчас обстоятельствах закат Америки и возвышение КНР неизбежны"

Ещё довступления в должность нового президентаСоединённых Государств Америки его ужеумудрились по меньшей мере стреножить,а по мнению многих аналитиков — и вовсеполитически кастрировать до конца срокаего полномочий. Истерия в западном —не только заокеанском, но и западноевропейском— истеблишменте не оставляет Трампупочти никакой возможности смены курсав отношении России.

А ведь такая сменаназрела давно. Вовсе не в силу личныхсимпатий знаменитого миллиардера кПутину, а в силу объективной необходимости,указанной ещё во времена Холодной войныв разговоре президента Никсона с егосоветником по национальной безопасности— а затем министром иностранных дел — Киссинджером.

Незадолго до того именноКиссинджер предложил проект радикальнойсмены американского курса по отношению к КитайскойНародной Республике. Тогда КНР былаполитически значительно левее СоюзаСоветских Социалистических Республик,поэтому противоречия с Америкой были у КНРкуда острее, чем у СССР, не говоря уж онынешней РФ. Тем не менее Киссинджерпредложил наладить взаимодействие с КНР на почве того, что у обеих великихдержав были претензии к третьей — СССР,а экономическое взаимодействие сослабой тогда КНР было для американцев безопаснееи выгоднее, чем с СССР.

Но Киссинджер дальновиден.И в разговоре с Никсоном указал: еслилет через двадцать СГА будет возглавлятьтакой же мудрый президент, то настанетнеобходимость уже игры с Советами противКитая.

За указанные Киссинджеромдва десятилетия СССР разрушился. Но егополитический и экономический преемник— РФ — после долгих потрясений выходитсейчас на позицию, откуда может почтистоль же сильно, как в старину, влиятьна остальной мир. Понятно, нынешнемуруководству РФ приходится набиратьсядальновидности. В частности, вряд лионо считает взаимоотношения с КНР стольже противоречивыми, как в начале 1970-х.И, соответственно, не пойдёт поконфронтационному пути — ни противАмерики, ни против КНР. Нам в сложившихсяобстоятельствах выгоднее всегостратегический союз с Америкой, чьи интересыуже благоприятны для нас (их и выразилТрамп), и тактический союз с КНР, меняющейсвои представления по мере развития.

Но в обоих случаях —именно союз, а не противостояние. Этоважно отметить, ибо Бжезинский — давнийоппонент Киссинджера — в очереднойстатье буквально панически боитсяжелания Трампа ослабить китайское иусилить российское направление. Похоже,для Бжезинского идеальный образец —план Англии 1939 го года: стравить двоихгеополитических конкурентов — СССР иГерманию — или хотя бы накормить ГерманиюСССР, чтобы она пару поколений перевариваладобычу и не рвалась дальше. Бжезинскийи К° давно надеются перенести аппетитКитая с контролируемых Америкой стран— Японии, Южной Кореи и т.п. — на нашиДальний Восток и Сибирь.

...Что бы нам ни рассказывалио злодеяниях Сталина, следует признать:он сумел вырвать страну из ловушки,подготовленной тогдашними Бжезинскими.Путину не нужно быть Сталиным. Он можетпревзойти былого вождя стратегически,по известной формуле: умный выйдет изположения столь сложного, что мудрый внего вовсе не попадёт. Достаточно неприближаться к уже понятной ловушке ипредостерегать других, как бы ниподталкивали туда самих американцевпубличные истерики с допингом, с хакерамии прочими растворами для заболачиваниямозгов.

Кстати о хакерах.Давление на политику других стран —нормальная часть всей мировой политики.Любая страна влияет на всех, с кемвзаимодействует, и старается добиться,чтобы они менялись к её пользе. Многиедаже злоупотребляют откровенноразрушительным давлением. Тот жеБжезинский хвастает тем, как заманивалСССР в ловушку Афганистана. Киссинджерсоучаствовал в подготовке нового виткагонки вооружений — в космосе — в расчётена то, что стратегическая американская обороннаяинициатива заставит СССР разоритьсяпри создании симметричной системы (мытогда не поддались на блеф). Нынешниеамериканские (и поддержанныепроамериканскими политиками в ЕС)санкции открыто провозглашены инструментомизменения нашей политики. Согласитесь,эти вмешательства с целью деформацииполитики СССР и РФ на пару порядковагрессивнее, нежели провозглашённая —но так и не доказанная — атака якобыроссийских хакеров на сервер Демократическойпартии СГА.

Тем не менее ограничениевлияния КНР на остальной мир объективнонеобходимо, дабы предотвратить превращениеКитая в новую версию властелина мира:с нею, как показал опыт Великобритании,да и тех же американцев, невозможно справитьсябез ущерба для собственного душевногоблагополучия, не говоря уж о благополучиивсего человечества.

Теоретически оптимальныйрасклад — равносторонний треугольникКНР–РФ–Америка. В нём попытка любого изуглов перетянуть одеяло на себя вызоветсолидарное противодействие остальных,а чрезмерное сближение любой парызаметит третий угол и своевременнопарирует игрой на неизбежно остающихсяпротиворечиях. Да и остальному мирустанет несравненно легче, когдапретенденты на гегемонию не позволятдруг другу беспредельничать.

Понятно, нынешняяструктура взаимоотношений далека оттакого идеала. Вашингтон, надеясь недопустить возвышения Москвы, сам толкнулеё в объятия Пекина. А тот надеетсяпревратить своё экономическое могуществов столь же всемирную политическую роль,какую нынче играет Вашингтон.

Чтобы вернуть равновеснуюконфигурацию, необходимо прежде всеговосстановить нормальные взаимоотношенияс РФ и одновременно несколькопритормозить рост экономики КНР. Именнотакую программу огласил Трамп в ходепредвыборной кампании. Но похоже, Трампу— независимо от того, выбрал ли он курспо мудрости, чаемой Киссинджером, илипросто в пылу противостояния с поборникамисохранения нынешней глобальной структуры— не дадут приблизить РФ — а значит, иотдалить КНР.

В итоге мир при Трампетак и не станет равносторонним.Стратегическое равновесие останетсянедостижимым даже теоретически. Учитываяже, что в сложившихся сейчас обстоятельствахзакат Америки и возвышение КНР неизбежны,возникает риторический вопрос: «КОМУЭТО ВЫГОДНО?»