— 28 мара, 2024 —
 
Новый кризис

Честная власть. Как президент Латвии за полгода съела пирожных на $ 180 000

После президентства Вике-Фрейберга, в общем, тоже не очень скучала, занимая пост в Европейском совете по толерантности и самоуважению

Тут в одном могучем прибалтийском тигре случился небольшой «похоронный» эль-скандаль.

После того как местное «Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией» проявило интерес к истории с приобретением Вайрой Вике-Фрейбергой места для собственного захоронения на Рижском первом лесном кладбище, бывший президент Латвии заявила, что народ ее страны — «злой и завистливый».

И знать она его больше не хочет, вплоть до того, что готова быть кремированной или похороненной в куда более родной Канаде, а не среди этих мелких завистников на первом лесном кладбище возлежать.

О чем, собственно, речь.

Президент Латвии с 1999 по 2007 год Вайра Вике-Фрейберга по своему персона вообще во всех смыслах замечательная.

И прежде всего тем, что сто процентов «пострадавшая от советской власти»: когда Вайра была еще совсем маленькой ее семья бежала от советских войск, естественно в цивилизованную Германию, и так случилось, что в 1944 году, при этом почти в 1945, 31 декабря. От чего именно бежала семья, история, к сожалению, скромно умалчивает, но сам по себе факт бегства «от советов» именно в терпящую военную и политическую катастрофу нацистскую Германию, безусловно, не может не впечатлять.

Когда же Вайре исполнилось шестнадцать, семья переселилась в гостеприимную для подобных семей Канаду: не Бандерой единым жив, в конце концов, Монреаль. Там Вайра получила и гражданство, и образование. Степень бакалавра по английскому языку и докторскую степень по экспериментальной психологии в университете Макгилла. При этом список ее увлечений был необычайно обширен: от психофармакологии до латышских народных песен, простых и «солнечных» дайн.

И все бы было хорошо, но девушку призвала родина.

И вот, 10 июня 1999 года, через два года после переезда в Ригу из Монреаля, она стала «запасным кандидатом» от социал-демократов, но поскольку все кандидаты, выдвинутые в первой фазе выборов, провалились, внезапно, уже 17 июня была избрана местным Сеймом президентом Латвийской республики.

Танцуют – все.

И именно при ней Латвия вступила в ЕС и НАТО, направила свои войска в Ирак и вообще стала очень активна в деле осуждения преступлений коммунистического режима. Напомним, что тут вообще дело семейное: предки были вынуждены бежать вместе с нацистами, против истории рода не попрешь.

Ну, да ладно.

После президентства Вике-Фрейберга, в общем, тоже не очень скучала, занимая пост в Европейском совете по толерантности и самоуважению, а заодно вместе с мужем основав консалтинговую компанию VVF Consulting, вокруг которой неожиданно и вспыхнул ее первый латышский скандал. Потому как в 2008 году VVF Consulting выиграла объявленный Лиепайской думой конкурс на проведение анализа политики развития третьего по величине города Латвии. Свои услуги компания оценила в 16,19 тыс. латов (чуть больше тридцати тысяч долларов по тому курсу). За это мэрия Лиепаи получила замечательный 13-страничный документ на плохом латышском языке с многочисленными грамматическими и стилистическими ошибками. Однако главные вопросы вызвало его содержание, в частности следующие рекомендации муниципалитету: "упорядочить и использовать" такой природный ресурс города, как "воспетый поэтами ветер", "оценить, сколько интересующихся каждый день консультирует сайт Лиепайской думы в интернете", и "осуществлять мониторинг статистики о доступности и использовании интернета в Лиепае". Кроме того внезапно выяснилось, что за годы своего президентства (если быть точными за пять из восьми) Вайра потратила свыше восьмидесяти тысяч долларов только на прически. А еще из одного счета стало ясно, что госпожа президент умудрилась подписать за каких-то полгода счетов на 180 тысяч долларов … за пирожные, до которых глава Латвии оказалась весьма охоча.

После того, как документ попал в СМИ – забеспокоились даже флегматичные, в принципе, латыши.

Злые, злые люди, конечно.

И вот теперь – даже и на кладбище покоя от них не найти.

И тут ведь что особенно интересно, так это рациональность бывшего латвийского президента: ну и что, что на этом кладбище давно не производят захоронений. Ну и что, что это противоречит законам: законы же пишутся для людей, и этих людей в Латвии хорошо знают. Зато там похоронены многие латвийские политики и общественные деятели: первый президент Латвийской республики Янис Чаксте, первый министр иностранных дел Зигфрид Анна Мейеровиц, русский писатель Валентин Пикуль, в конце-то концов. Ну, и, почему бы первой женщине президенту там тоже немного не полежать?

«Я всегда идеализировала свой народ. Когда я была президентом, мне казалось, что моя задача — пробудить потенциал латвийского народа», — сказала Вике-Фрейберга. Теперь она этим «злым и завистливым народом» разочарована.

Такая вот грустная история.

И, действительно, и зачем еще из Канады надо было переезжать.