— 02 мая, 2024 —
 
Новый кризис

"НАТО честности" оценивает Россию: как реагировать на Индекс восприятия коррупции

В Индексе восприятия коррупции (ИВК-2016) позиция России за год не изменилась, сообщила составляющая рейтинг Transparency International

В Индексе восприятиякоррупции (ИВК-2016) позиция России за годне изменилась, сообщиласоставляющаярейтинг Transparency International. Как и в 2015 годуРоссия получила 29 баллов, однако еепозиция в рейтинге снизилась с 119-гоместа до 131-го, поскольку в индексеучитывалось больше стран, чем годомранее. С 29 баллами Россия оказалась наодном уровне с Ираном, Казахстаном,Непалом и Украиной. ВИВК-2016 первое место разделили Дания иНовая Зеландия, набравшие по 90 баллов,затем следует Финляндия с 89 баллами,затем - Швеция с 88 баллами. Замыкаютрейтинг КНДР с 12 баллами, Судан с 11баллами и Сомали с 10 баллами. В индексеTransparency International, составляющемся с 1995 г.,страны ранжируются по шкале от 0 до 100баллов, ноль обозначает самый высокийуровень восприятия коррупции, а 100 -самый низкий. Индекс рассчитан наосновании данных, собранных 12 независимымиорганизациями в ходе опросов среди такназываемых экспертов и представителейбизнеса по всему миру.

Что это значит? Главное, напомним - не стоит путать рейтингкоррупции и рейтинг восприятия коррупции.Либеральная и, шире, оппозиционная прессафактически навязала россиянам миф о сверхвысокой коррупции в стране. Как известно, есличеловеку 100 раз сказать, что он свинья,то он захрюкает. В своих публикацияхпресса, естественно, использует и оценки Transparency International, то есть доклад работаетсам на себя. «За что же, не боясь греха,Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалитон Кукушку». Если кому интересно, пиккоррупции в России пришелся на 90-е годы,время перераспределения бывшей советскойобщенародной собственности. Однако процесс масштабной приватизации давнозавершен, а вместе с ним и фундаментальныеэкономические условия для коррупционныхсделок. Почти все чиновники ельцинскихвремен оказались не очень беднымилюдьми. Ну и, конечно, играет роль качество экспертов.Transparency International традиционно используетпрозападных либеральных персон, ожидатьлестных оценок о положении в России отних вряд ли стоит.

В принципе чтонаписано в данном рейтинге - нам, россиянам, должно быть фиолетово. Однако это только сейчас, пока Россия отрезана от рынков капиталаиз-за санкций, и западным компаниямочень не рекомендуется вести с намибизнес. Если ситуация изменится, данныйрейтинг будет стоить России круглуюденежную сумму недополученных налогов,рабочих мест и инвестиций. Западники, кстати, очень любят называть коррупциейв России то, что у них на родинах называетсясупер-комиссией. Сделать с этим ничегонельзя. Изменить негативную ситуациюс имиджем России на Западе вряд ливозможно. За последние сто лет изроссийских лидеров Западу нравились только Борис Ельцин и Александр Керенский,точнее не они сами, а то что они сделалис нашей страной.

Ну и в заключение. Нелепо отрицать существование коррупции в России - но столь же нелепо утверждать, будто у нас она имеет какие-то беспрецедентные масштабы.

Коррупция в России - обычная для крупных экономик: с одной стороны, время от времени выплывают совершенно шокирующие цифры, на фоне которых новости типа "после отъезда президента Гамбии в стране недосчитались 13 миллионов долларов" выглядят невинно.

С другой стороны - очевидны и усилия государства по пресечению коррупции, которые традиционно оппозиционно настроенные граждане объявляют "точечными" и "бессистемными".

Всё как у всех. Это не хорошо, это просто обычно.