— 31 июля, 2021 —
 
Будущее

О конституционной реформе в Казахстане

Президент в очередной раз сумел всех озадачить

25 января в 21:00 по времениАстаны, президент Казахстана обратилсяк гражданам страны в прямомтелеэфире. Обращение не было экстренным,равно как и его тема – неожиданной. Ноза те несколько часов, что прошли смомента анонсирования до самогообращения, казахстанцы испытали весьспектр эмоций – от тревоги до разочарования.

Чего ждалиот обращения Нурсултана Назарбаеваграждане Казахстана и только ли им былооно адресовано? Формальный поводобращения - разъяснить суть предстоящихреформ, заключающихся в беспрецедентномперераспределении полномочий междуорганами высшей власти страны. На самомделе речь шла о том, как Казахстансобирается отвечать на шквал вызововнаступившего непростого времени.

Казахстанскоеинформационное и публичное пространствов 2016 году было очень богато на событияво всех сферах государственной жизни.Не проходит и месяца без тревожныхновостей. Поэтому от обращенияпрезидента ждали чего угодно. Отдельныенесознательные граждане - вплоть до объявления в стиле "я устал, я ухожу".

Президент в очередной раз сумел всех озадачить. В Казахстане историческивыработался довольно специфическийстиль человеческих взаимоотношенийвообще и официальных обращений вчастности. Каждое такое сообщениесоставлено с одной стороны в предельноясных выражениях, но которые в то жевремя могут быть восприняты как угодно.Официальную линию, как у нас принято,продолжаюти развивают руководители соответствующихнаправлений.

Обращение президента– хрестоматийная классика подобныхсообщений. Оно было очень коротким,всего 9 минут 39 секунд, где 75% временипрезидент говорил на русском языке итолько 25% - на казахском. И если вы вдругрешили, что это говорит о том, чтосообщение было подготовлено не толькодля внутреннего слушателя, то вы опятьже можете быть правы. Но не обязательно.

Было бы неверно впринципе пытаться уложить толкованиеобращения президента в какой-тотематический коридор. Скорее, как илюбое объемлющее высказывание, каждаягруппа граждан получила ответ на вопрос,который их больше всего волновал.

Огромная часть гражданРК с нарастающей тревогой не один годконстатируют, что достаточно пожилойпрезидент до сих пор не обозначил никандидатуры преемников, ни понятногомеханизма транзита власти. После смертиИслама Каримова и весьма характернойдля Узбекистана тишины, тревога сталанарастать еще быстрее. Публицисты иполитологи рассыпались статьями натему “как нам поможет опыт Узбекистанав вопросе транзита власти”.

Другая, менеемногочисленная, но гораздо болееголосистая и влиятельная часть граждануже с самого падения мировых нефтяныхцен (читай - первого обесценения тенге)на разные лады констатируют назревшуюнеобходимость прямо “реформ” - отизменений в монетарной политике доизменений политических. Никакойприкладной конкретики, кроме “нам нужноразвивать демократию”, как водится,никто не предлагал. Как никто даже непытался логически увязать, как развитаядемократия решит проблемы сырьевойэкономики, образования или коммунальногохозяйства. Правда, один аргумент у нихесть: при реальной многопартийностипобедившая на выборах партия формируетправительство подотчетное ей, а значит- управляемое и эффективное. Что в целомсовсем не факт.

В-третьих, объективнаяреальность такова, что к 25-летиюнезависимости у РК есть не толькодостижения, которыми можно гордиться(а они есть), но и масса системных проблем,требующих системного решения. Учитывая,что в Казахстане на самом деле абсолютнодемократическое устройство экономики(гдекрупный бизнес и государственные деятели- это, грубо, одни и те же люди), системныерешения экономических проблем неминуемоозначают системные решения в отношенииорганов высшей власти. Особенно принимаяво внимания, что многочисленныенесистемные решения в отношении органоввласти( многочисленные перестановки иувольнения) никак не влияют на общиерезультаты, хотя и меняют ситуацию наотдельных участках работы, то тоже надопризнать.

Технократы и представителибизнеса ждали и ждут структурных реформ.Ведь чем больше экономика странызавязывается на ЕАЭС, тем большейконкретики и эффективности требуютпроцессы на каждом отдельном участке. Не раз справедливо отмечалось, что огромныйспектр вопросов экономическоговзаимодействия со странами ЕАЭС требуетгораздо более глубокой вовлеченностив этот процесс Парламента РК. К тому же,по уставу ЕАЭС эти вопросы как раз илежат в зоне ответственности парламента.

Ну и подавляющеебольшинство граждан самого разногодостатка, рода деятельности,информированности и социальнойответственности чувствуют, в какойнепростой период мы все вошли. На ихглазах множество “достиженийнезависимости” померкли и съежились,только сильнее выпятив главное -стабильность. И сейчас они ждут решениймножества проблем, но таких, которые небудут затрагивать стабильность ибезопасность их существования.

Объявленные президентомреформы, в общем, и есть ответ на всеперечисленные ожидания. Перераспределениеполномочий между ветвями власти и ихбаланс - это и есть механизм подготовкик транзиту власти: у нового президентауже не будет ни сопоставимогоавторитета(естественно), ни полномочий.Перераспределение полномочий в пользупарламента и правительства - это огромныйвызов для парламента и повышение уровняего ответственности: после этогопарламент перестанет быть “вип-отпускомза госсчет”, придется начать работать.И да, следует ожидать изменений вмеханизмах принятия и исполнениярешений, распространяющихся на страныЕАЭС. Правительству придана большаясамостоятельность и гибкость в борьбеза качество исполнения государственныхпрограмм, на которые были потраченытриллионы денег при сомнительномэффекте. Ну и баланс полномочий иответственности между ветвями власти- классическое условие взаимногоконтроля, конкуренции, а значит в конечномсчете - устойчивости системы. Ну асловесный парадокс о “конституционнойреформе, не затрагивающей основы нашегоконституционного строя” - традиционныйдля текущего казахстанского истеблишментастабилизирующий элемент, чтоб никто неволновался.

В отношении зарубежныхпартнеров, особенно тех, кто самыестратегические их всех стратегических(унас многовекторность). Ведь навернякау стран, с которыми нас связывает нетолько прошлое, но и будущее, есть вполнеобоснованные опасения, что Казахстанв случае смены первого руководителяможет пересмотреть свои приоритеты. Оприверженности нашим ценностям,продолжении и развитии курса ПрезидентРК сказал довольно много и чётко -послушайте или прочтитеего обращение, оно ведь не зря в основномна русском языке.