— 26 апреля, 2024 —
 
Политика России

Чей человек В.В. Путин

Уголок очевидностей: кто на самом деле правит Россией

Близится 2018 год – годпрезидентских выборов в России накоторых, если не вмешаются форс-мажоры,В.В. Путин вновьстанет всенародно избранным президентом.Есть разные мнения о том, как у него этополучается – кто-то подозревает особуюполитическую магию, кто-то бранит«рабский менталитет» российскогонарода. Есть версия, что дело в ином. Просто уВладимира Владимировича Путина естьмощные теневые союзники, которыеуправляют страной его руками. Эти союзники– российский народ и так нелюбимаянародом элита. Предвижу возражения,поэтому поясню.

В июле 2013 года в ходеочередного заседания дискуссионногоклуба «Валдай» был представлен доклад«Российская элита 2020». В тот довольноспокойный период жизни нашей Родины(ещё до зимней сочинской Олимпиады,Крыма и последующего мировогопереустройства) доклад вызвал весьмасдержанный интерес со стороны экспертногосообщества. Однако тем интереснееперечитать и переосмыслить его выводытеперь.

В течение19 лет эксперты опрашивали представителейсоциальной группы, к которой отнеслидепутатов Госдумы, руководителей крупныхпредприятий, редакторов ведущих СМИ. Висследовании использовались и результатышироких социологических опросовроссийских граждан для сопоставленияпозиций собственно «элиты» и «народа».На основе собранных данных былиздан доклад «Российскаяэлита — 2020», который и сейчас есть в свободном доступе.Приведём ниже основные выводы доклада,помня, что это 2013 год:

«Увеличениеколичества представителей элит с болееагрессивными установками относительноиспользования военной силы позволяетговорить о том, что существует значительнаявероятность того, что в ближайшие годыРоссия будет проводить более жесткуювнешнюю политику. Однако это вовсе неозначает, что будут иметь место открытыевооруженные конфликты, развязанные поинициативе российской стороны».

«Также растет вероятностьтого, что руководители российскойвнешней политики в конфликтных ситуацияхна мировой арене будут применять болеежесткие методы, в том числе и силовыеакции для защиты своих интересов».

«Описанные вышехарактеристики прогнозируемыхвнешнеполитических установок элит нестоит расценивать как заявление обэкспансионистских намерениях. Скорееможно говорить о курсе на укреплениевоенного потенциала страны и выборе впользу более жестких, в том числе силовых,решений в ходе международных конфликтов,которые угрожают интересам России».

«Сосредоточенность нарешении внутренних проблем такжепозволяет предположить, что в сферевнешней политики в ближайшее время нестоит ожидать агрессивных действийнаступательного характера».

«Таким образом, можнопредположить, что когда в среде людей,ответственных за принятие реальныхвнешнеполитических решений, появитсябольше представителей поколенияродившихся после 1971 года, российскийкурс в отношении США претерпит определенныеизменения. Так, вполне вероятно, чтомолодое поколение представителейэлитных групп будет склонно менее жесткодействовать в рамках двустороннихотношений, а также искать взаимовыгодныекомпромиссы. В пользу этой гипотезысвидетельствуют результаты опросаотносительно роли военной силы вмеждународных отношениях по мнениюпредставителей элит. Как показываетисследование, группа, включающая лиц,родившихся после 1971 года, является самой«миролюбивой», что позволяет предположить,что в двусторонних отношениях сСоединенными Штатами в период относительнойстабильности на мировой арене представителиэтой группы будут склоняться киспользованию экономических рычаговдавления, а не военных (на протяжении2010-х годов ключевые позиции в управлениистраной займут представители поколения1960-х, а в течение следующего десятилетияи будут постепенно менять люди, родившиесяв 1970-х.)»

«Это также подтверждаетсятем, что демократия не являетсяпредпочтительной формой правления дляроссийских граждан: авторитаризм итехнократия рассматриваются как неменее адекватные формы политическогорежима применительно к отечественнымусловиям. Более того, скорее всего стечением времени авторитарное правлениеможет стать даже более популярной формойрежима среди населения страны в целоми среди элиты».

«Средиглавных угроз национальной безопасностиопрошенные отмечают «слабуюуправляемость страной».Власть не реагирует адекватно навнутренние угрозы, представляющие наданный момент гораздо большую опасность,чем внешние. Среди них — инфляция,замедление темпов экономики, межэтническиеконфликты».

Мы рекомендуемпрочитать доклад полностью, но показафиксируем некоторые моменты. Как ипредсказывалось, Россия стала проводитьболее жёсткую внешнюю политику (Крым,Сирия, отношения с Западом). Как ипредсказывалось, Россия при этом нереализует агрессивную наступательнуюполитику (отказ от ввода войск в Киев).Как и предсказывалось, Россия свернулаигры «в демократию» (укрепление вертикаливласти, зачистка политического поля).Как и предсказывалось, основной векторусилий экономических властей странынаправлен на борьбу с инфляцией (хотяпобороть замедление темпов ростаэкономики не удалось, чему препятствовалив том числе и внешнеэкономическиефакторы). Как и требовали, власти удалосьснизить накал межэтнических конфликтов(чему, кажется, напротив, благоприятствоваливнешнеэкономические факторы). Как итребовали у власти, она пытается в мерусвоих сил и своего понимания снизитьвнутреннюю конфликтность в обществе(путём череды неудачных попыток примирить исторические фан-клубы «красных» и «белых»). И так далее.

Таким образом, мы видим,что В. Путин был в авангарде запросовроссийской элиты и умело направлялусилия самой элиты на их реализацию. Нои это бы не гарантировало ему политическогодолголетия, если бы эти самые запросыне совпадали с требованиями широкихмасс. Предвидя возражения, добавлю, что,массы, несомненно, выдвигают властигораздо больше требований, но видимо,реально продуктивно реализуются лишьте, которые совпадают с запросами т.н.«элиты».

Добавим, что всёвышесказанное вовсе не означает, будтоВ. Путин слепо повинуется такимтребованиям, не руководствуясьобстоятельствами и иными факторами, ното, что он относится к ним с высочайшимвниманием, кажется уже очевидным. Еслипредположить, что последовавшая за 2014годом новая эпоха не внесла существенныхкорректив в умонастроения народа иэлиты (а если следовать гипотезе доклада,то не внесла), то можно предположить,что в ближайшие лет 8 никакого потепленияв отношениях с США не случится (как мнекажется, этот факт был проиллюстрированрезкой и справедливой реакцией российскойвласти и общества на недавнее предложениеД.Трампа обменять отмену санкций нанаше ядерное разоружение). Можнопредположить, что не будет в этот периоди никакого «силового решения украинскоговопроса» с нашей стороны (есть вероятность,что из-за провокаций Киева в российскомобществе запрос на такое решениевозрастёт, но он, скорее всего, в нужныймомент всегда будет купироваться вподконтрольных элите СМИ).

Конечно же, нельзяполностью исключать события, которыеразом поменяют мировоззрение гражданРоссии, но это должны быть воистинуисторические события. В остальном политика В. Путина в надвигающийся новыйпрезидентский срок едва ли будет сильноотличаться от его политики последнихлет. Нравится нам или нет, но главныйсекрет политического долголетия В.Путина – в умении не идти противсолидарных требований того самого«путинского большинства».