— 29 мара, 2024 —
 
Общество

Киану Ривз и мир, в котором работают правила. К успеху х/ф "Джон Уик 2"

Зритель феноменально хорошо пошёл на фильм, изображающий "мир, в котором играют по правилам"

Уважаемые читатели!

Кинофильм "Джон Уик, часть 2" стал главной сенсацией американского кинопроката на минувших выходных. С одной стороны, он занял лишь третье место - после очередного мультфильма про лего (55 млн долларов) и очередной жеманной комедии про оттенки серого (46 млн долларов), собрав 30 млн.

Но в отличие от мультфильма, от которого ожидали больших сборов, и комедии про плётки и доминирование, от которой в принципе ожидали плохих сборов и их получили - кинокартина с 52-летним Киану Ривзом в роли сказочного убийцы по кличке Баба Яга (именно так - Baba Yaga) из сказочного мира фантазийной мафии собрала примерно вдвое больше, чем от неё ожидали.

Любопытно объяснение данного феномена самими американскими зрителями и критиками - особенно с учётом того, что в принципе Ривз уже не считается звездой первой величины (несмотря на культовый свой статус). И с учётом того, что за последний год на экраны вышло множество фильмов, демонстрирующих суровый криминальный беспредел, ган-ката, кровь-кишки-разгондурасило.

Дело в том, что в "мире Джона Уика", несмотря на наличествующие в нём кровищу, драки (в исполнении Киану посетители школьных секций с теплотой видят родные приёмы дзюдо) и стрельбу из всего любого по всему живому - имеется одна вещь, про которую остальной жанр киношного кровопуска как-то забыл.

Эта вещь - с любовью созданный преступный мир (в принципе ничем не отличающийся от "вампирского" или там "магического" голливудских миров), который живёт внезапно по правилам.

Причём по правилам морали, бесчеловечным, но нерушимым и железным.

В рамках этой чужой, выморочной, но всё же действующей морали совершается всё, что творят персонажи. По соображениям долга Джон Уик, вдовый отставной киллер-собаковод, вынужден отправиться к чорту на рога в Рим и там убить свою старую подругу, главу каморры, по заказу её брата.

По соображениям той же морали симпатизирующие друг другу преступники вынуждены убивать друг друга, а ненавидящие друг друга - вынуждены мирно ужинать за соседними столиками на территории неприкосновенной для мафии сети отелей.

И когда, уложив всю команду подлого брата и найдя его самого за неприкосновенным столиком, герой Ривза нарушает самое святое из всех правил и убивает его - именно фон нерушимых правил поднимает данный банальный для гангстерских фильмов исход на уровень античной трагедии.

Поскольку это вам уже не просто "брейкин зе рулз", а настоящее сознательное нарушение закона миропорядка.

И именно подсознательная тоска зрителей по железно действующему закону, общему для всех, от бомжей до миллиардеров - ну хоть какому-нибудь, пусть даже настолько дикому - и привлекла зрителей, согласно мнению большинства критиков.

От себя добавим, что неслучайно в выморочном мире "Джона Уика" одним правилам подчиняются и итальянские (каморра, коза ностра, ндрангета), и китайские, и русские, и собственно американские преступные кланы. Которые, при некотором напряжении фантазии, можно принять за аллегории собственно держав и народов - Европы, Азии, России, США соответственно.

Кстати, не знаем, насколько специально создатели привлекли на роль вождя нью-йоркской мафии бомжей Лоуренса Фишбёрна, но получилась крайне символичная рифма с х/ф "Матрица" 18-летней давности. Там персонажи Нео и Морфей, как мы помним, сражались с Матрицей во имя непредставимой, но стильной свободы именно по принципу "брейкин зе рулз". Здесь оба вполне разделяют древнюю банальную мудрость, высказанную одним из персонажей: "Правила святы. Без них мы просто животные".