— 25 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

​Стабильная нефть - второй шанс для Казахстана

Сегодня, когда соглашение ОПЕК выполняется только частично, цены на нефть всех без исключения марок уже радуют глаз и брюшко сырьевика

С тех пор, как нефть (даи всё остальное сырьё) начала своеценовое падение, сопровождавшеесяужасом и оцепенением сырьевых экономик,в Казахстане не осталось ни одногоэксперта, не констатировавшего, что“пока была дорогая нефть, мы ничего непостроили, а теперь нам всё”.

Тут же открылось, чтопроблемы в банковском секторе, тихонькотлеющие и потрескивающие с 2009 года, каки проблемы всех ведущих отраслей,завязанные на банковскую систему морскимузлом, почти не имеют шансов бытьразрешенными при таком размере госбюджета.

Авторитетные аналитики предрекали власти скорый крах,по доброй традиции смешивая объективнуюкритику лежащих на поверхности проблемс плодами своей больной фантазии. Нонарод, как водится, повёлся всей своейискренней и неравнодушной прослойкойинтернет-пользователей (кстати, больше2 миллионов - только “фиксированного”интернета + минимум столько же с мобильныхустройств). Тут пошли знакомые настроения:от “пора валить из этой страны” и ждитеновый “37 год” - до “ну вот мы наконец-топорвём со всеми тоталитарными гегемонамии построим экономику, как в Норвегии,Голландии и у Илона Маска”.

От власти многие ожидалиоцепенения, многие - дерганнойнепоследовательности. Когда президенти министры стали выдавать дежурные“антикризисные” заявления вперемежкус конкретными прикладными шагами,“думающие современные люди” толькоморщились по фейсбукам.

Ближе к концу 2016 годасталоизвестно, что Кашаган скорозапустят, а затем - и что ОПЕК всё жесможет договориться о сокращении объемовдобычи. Кроме этого, поступили сведенияо том, что вопросы двух других крупныхказахстанским месторождения такженашли свое решение. Это означало, чтообъемы добычи Казахстан станет тольконаращивать (учитывая, что запуск Кашаганаздорово затянулся). Никакого энтузиазмаэти известия не вызвали, хотя всего лишьнадо было посмотреть на то, что творилосьс ценами на нефть уже тогда.

Сегодня, когда соглашениеОПЕК выполняется только частично, ценына нефть всех без исключения марок ужерадуют глаз и брюшко сырьевика. На этомзамечательном фоне министр энергетикиРК К.Бозумбаев докладывает президентустраны о превышении плана добычи в 2016году и об экспорте первого миллионабаррелей нефти с Кашагана, а в ответполучаетпоручение увеличить объем какдобычи, так и переработки нефти.

Самое вкусное здесьдаже не то, что реальные цены на нефтьсейчас гораздо выше. чем те, что заложеныв бюджет РК на 2017 год. А скорее то, чтоприкладныешаги в этом направлении уже предприняты.Во-первых, Казахстан одновременносократил импорт топлива на 20 тыс тонн( теперь доля импорта на рынке РК - всего17%) и нарастил собственное производствона 130 тыс тонн. Учитывая растущеепотребление и перманентный управляемыйдефицит топлива в стране, очевидно, чтобез новых НПЗ добиться пресловутой“топливной независимости” не получится.Это самый болезненный и одновременносправедливый упрёк, который когда-либоприлетал в адрес власти независимогоКазахстана. Но в этот раз, похоже,появилась воля к разрешению самыхнаболевших проблем, хотя и очевидно,что она продиктована крайне запущеннымсостоянием вопроса. Есть поручение нетолько в очередной раз модернизироватьтри старых, доставшихся от советскогопериода НПЗ, но и наконец начатьстроить новые.

Те, кому привычно думать,что поручения даются не для того, чтобыих выполнять, может вспомнить, сколькочиновников высшего уровня за последниепару лет получили за невнятные результатыне привычную смену кресел, а увольнениеи уголовные дела. Ничуть не меньше, чемРФ, к слову. Но об этих параллелях можнопоговорить в другой раз.

Так что есть все основанияполагать, что еще один период высокихцен на нефть(пусть не таких высоких, какраньше) Республика Казахстан решилаиспользовать наконец так, как его нужнобыло использовать. Лучше ведь поздно,чем никогда.