— 20 апреля, 2021 —
 
На экранах

Осиновый кол в русское кино. Рецензия на фильм "Вурдалаки"

О х/ф "Вурдалаки" (Россия, 2017, режиссёр Сергей Гинзбург, бюджет 160 млн руб., снято при поддержке Фонда Кино)

О х/ф"Вурдалаки" (Россия, 2017, режиссёрСергей Гинзбург, бюджет 160 млн руб., снято при поддержке Фонда Кино)

Уважаемые читатели!

...Жестокий XVIIвек. При дворе короляУкраины царит невероятный разврат.Отомстившая маркизу Никонову крестьянкаТатьяна поднялась из сельских девчонокв высший полусвет, где плетёт своиинтриги и близко знакомится с новымиинтересными людьми, включая принца Димитрия.

Нет, это не сюжет фильма "Вурдалаки".Это я переписал аннотацию к картине "Татьяна 3" (видео,1999) с первой пост-советской порнозвездойТаней Руссоф в главной роли. Тот фильм не вполне соответствовал критериям искусства или историчности, но в силуспецифики жанра как создателям, так изрителям картины было что забить наисторическую точность, актёрскую игру, сюжетные связки, развитие характеров и прочие глупости.

Так вот, в случаефильма "Вурдалаки" подобногооправдания не имеется. И именно поэтомуданное кино является по-своему оченьзначимым.

Но чтобы донести всю значимость этой картины - надо рассказать её. Итак, сюжет.

В аннотацияхк фильму почему-то пишут, что это всё по А.К. Толстому и что главные герои - бывший личный духовник императрицыЕлизаветы, сосланный в Карпаты, и личныйимператорский крестник, прибывший задуховником звать его обратно, в столицу.

В действительностив фильме на всё это забили. Объяснений никаких нет. Фильм просто стартует с того, что некий Лавр (М. Пореченков в бороде и с анахроничнымнаперсным крестом, который постоянно превращается из православногов католический и обратно) стоит посреди неуместного кладбища(кресты тут уже кельтские и тевтонские), читает "Отче наш" и пронзаетколом монахиню, ставшую вампиршей.


В анахроничныйзамок на горе тем временем въезжаетграф Дракула, переименованный зачем-тов "барона Пештефи",которого никто не видел уже 20 лет. Гдеон был - остаётся неизвестным.

Барин Андрей(представитель клана БондарчуковК. Крюков. Кто они откуда - тоже неизвестно и никому неинтересно) привозит Лавру,живущему в развалинах якобы монастыря,"высочайшее" приглашение вернутьсяв Петербург. Лавр отказывается. Почему он был сослан, кстати - тоже неизвестно.

Барин Андрей со слугой Парамоном (Р. Мадянов в бороде) собираются было уехать, но тут видят, как в озере купается со стрижкой, макияжеми педикюром юная родовитая актриса А.Шиловская, назначенная крестьянкой.Барин знакомится с семьёй актрисы, котораяносит условно русинские жилетки, сербскиеи чешские имена и говорит между собойна чистом русском с современнымиже идиомами. Тут же без судорог влюбляется и заселяется к ней в дом.

Граф Дракуласообщает своим приспешникам, что раз в сто пятьдесят лет случаетсязатмение, и если ему удастся заполучитьактрису Шиловскую, чью маму он когда-тоукусил, то он станет могущественнымдневнымвампиром и весь мир покорится ему. Он посылает своего приспешника похитить актрису. Приспешникпохищает, но до замка не довозит, потомучто его нагоняет барин. Завязываетсяжестокая сеча на бутафорских клинках, снятая, кажется, без постановщика боёв и залакированная сверху проклятиемрусского кинематографа - замедленнымвоспроизведением и бешеной нарезкой. Шиловскую спасают,но всё дело портит дед семейства, которогокусает Дракула. Дед кусает внука и сына,внук кусает жену сына, сын из последнихсил протыкает колом себя и деда, Лаврпротыкает жену сына и внука, и актрисаШиловская, сидя с барином в якобыразвалинах якобы монастыря, меланхоличносообщает, что надо же, "все в одиндень" - и больше об этой фигне вообщене вспоминает.

Дракула темвременем выпускает вампиров самогонизкого уровня с тёмными кругами вокругглаз, которые кусают всю деревню. Всядеревня, став вампирами, ждёт темнотыи идёт брать развалины штурмом. Лавр и барин, весь день готовившиеся котражению атаки, вяло выпускают по толпенесколько стрел с серебряныминаконечниками, обрушивают два бревна,а потом вдруг оказываются сШиловской внутри хаты, изображающей монастырь. Лавр хочет всё подорвать, барин против, и тут Дракула тоже оказывается внутри хаты и забирает актрису, но при этом не трогает Лавраи барина. Не желая признаваться,что убивать их ему запретили сценаристы, он придумывает, что якобыЛавр должен посмотреть, как любимый иммир гибнет.

Лавр и барин пожимают плечами и идут штурмовать замокДракулы, где им предстоит пережитьещё несколько минут позорного сло-мо,и Лавру наконец удаётся подорватьсебя с группой вурдалаков, а Дракулатем временем рассказывает барину ещё раз, каким он станетвсемогущим, когда доколдует надприкованной к жертвенному ложу Шиловской,и вливает в неё кровь древних вампирскихкланов. Но тут появляется забытыйПарамон, преодолевший трусость, иоперативно запихивает в рот Дракулечеснок, и барин убивает Дракулу"посеребрённым, освящённым, с частицеймощей Св. Георгия" кривым кинжальчиком,и готовится упокоить рвущуюся с цепиШиловскую, и тут вдруг с него случайносваливается на неё капля крови, и актриса (почему-то) от этого перестаёт быть вурдалаком и становитсяобратно собой, и барин уезжает с неювдаль, а за Лавра остаётся слуга Парамон,переодевшийся в священника и напялившийнаперсный крест.

...Что тутстоит отметить, уважаемые читатели.Единственный персонаж,у которого в фильме есть хоть какая-тоистория и зачатки психики - это Парамон Мадянова. Он сначала весь фильм боится, а потом преодолевает страх. Остальные спокойны и статичны как роботы.

Так, что яещё забыл? А, да. Духовность. Вернее, то,что вложили в это понятие сценаристы.Духовность состоит в том, что персонажиболее 20 раз за фильм крестятся и призываютГоспода и Богородицу. Ясное дело,христианство в картине представленокак просто очень сильное колдунство,которое в форме распятия срабатываетне всегда, а в форме освящённой воды -всегда, то есть наравне с чесноком исеребром.


Ну а теперь -о том, почему данный фильм значим.

Он значим потому, что беды современного российского "кино для всех" тут обретают размер величественного гротеска. С необыкновенной художественной силой он показывает, что если государство просто даёт деньги и не следит за результатом - то получается не "кино для всех", а пиратская копия американского трэшака, лишённая его обаяния.

Собственноговоря, мы почему готовы проститьамериканскому Б-кинематографуто, чего не готовы простить русскомуказённому? Потому что американскоеБ-кино как раз прекрасносвоей залихватскойтупостью, наплевательством на логику,на историю, географию,физику, литературу и чувство вкуса. Мы разваливаемсяперед своим домашним малым экраном,отключаем усталый мозг и наслаждаемсякрасочной тупизной происходящего.

В случае же, еслиречь идёт о казённых российских проектах для кинотеатров - мы резко наглеем. Мы хотим сразу, чтобыу фильма был сценарий, а не безграмотныйбред. Чтобы у фильма появился исторический консультант. Чтобы у фильмабыли постановщик драк и живые герои,которым сопереживаешь. А если в фильмефигурирует христианство - то чтобы онобыло религией, а не магией.

Но беда в том,что на эти наши хотелки создателямотечественного кинематографа есть чтозабить. Им некогда. У них куча своихзабот: пройти питчинг, дежурно наврать напитчинге, что будет "кино по рассказуА.К. Толстого "Семья вурдалака" (насамом деле, конечно, и близко нет, вотрассказ), наврать, что будут сборы в400 млн рублей (они всегда столько обещают), затем сшить не пойми чтоиз самых тупых американских штампов,залакировать получившегося уродца ввидеоредакторе, подписать сдачу проекта- и со спокойной совестью прочесть потомв интернете, что надо же, он провалилсяс адским треском.

И идти на следующий питчинг в Фонд Кино.

P.S. Азавтра будет рецензия на российскоесупергеройское кино "Защитники".