— 20 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Дональд Два Процента и русская агрессивность

Как Трамп получит деньги НАТО и как Германия может на этом подняться

Мюнхенская конференцияпо безопасности, прошедшая в концепрошлой недели, открылась на весьманервозном фоне. Достаточно сказать, чтозаглавнаяречь председателя конференцииВольфганга Ишингера называлась «Какобойтись с Трампом? Что Европа может идолжна сделать». А начинается она словами«Президентство Трампа есть стресс-тестдля Европы, трансатлантических отношений,да и для всего мира».

Европейцев можно понять.Внезапно ставший президентом Трампсмог здорово напугать их ещё во времясвоей предвыборной кампании, неоднократновыражая нежелание вести европейцев всветлое будущее, тем более за счётамериканского бюджета. Сам Евросоюз онне считает жизнеспособным и от всегосердца поприветствовал выход Британиииз ЕС. А важнейший инструмент влиянияСША на Европу, каковым является блокНАТО, Трамп неоднократно называлпроблемной и устаревшей организацией.

Но ничего страшного непроизошло. Вице-президент США МайклПенс и министр обороны Джеймс Мэттис,для которых эта конференция сталавнешнеполитическим дебютом, поспешилиуспокоить своих европейских слушателей.США, как оказалось, вовсе не собираютсяотказываться от НАТО. Да и сам Трампнеоднократно разъяснял, какие именнопретензии к НАТО у него есть – нежеланиебороться с терроризмом и, самое главное,невыполнение своих финансовыхобязательств.

Речь идёт о тех самыхдвух процентах от ВВП, которые страныНАТО абсолютно добровольно обязалисьтратить на свою оборону. Полезнонапомнить, что решение это было принятона Рижском саммите НАТО в далёком уже2006 году – а тогда ещё речи не было ни обУкраине, ни о Грузии, и даже до знаменитоймюнхенской речи Путина, которую многиена Западе считают точкой отсчёта«растущей агрессивности России», былоещё полгода. То есть соблюдение правиладвух процентов есть всего лишь условиечленства в этом военном блоке и никакне связано с поведением России.

Источник: Jane's Defence Weekly

Поэтому нет ничегостранного, что Трампа сложившаясяситуация слегка удивляет. С однойстороны, отовсюду доносятся стоныевропейских союзников о растущейагрессивности России, летящих безтранспондеров самолётах и зловещедымящих кораблях, а также слёзные призывызащитить и не покидать. И с другойстороны, полное отсутствие желанияподдерживать хотя бы нормальный уровеньфинансирования военных расходов, окотором договорились аж одиннадцатьлет назад – не говоря уже о повышениирасходов свыше нормального уровня, ведьагрессивность-то растёт!

А ещё Трампу от прошлойадминистрации досталась программаEuropeanReassurance Initiative (ERI), Инициатива европейскогоуспокоения. Согласно этой программеуспокоить европейцев предполагаетсяувеличением американского военногоприсутствия, строительством инфраструктурыи военными учениями в ВосточнойЕвропе и Прибалтике. На 2017 годвыделено $3,5 млрд– и этодополнительно к обычному содержаниюамериканских баз в Европе.

Расчёты Трампа простыи, как и у всякого нормального миллиардера,умещаются на клочке бумажки. По состояниюна 2015 год военные расходы европейскихстран НАТО совокупно составили чутьболее $250 млрд, чтосоответствует в среднем 1,18% от ВВП.Значит, подтянув расходы до договорённогодвухпроцентного уровня, эта цифра должнаувеличится на $170 млрд,превысив уровень в $420млрд.

Источник

В этом месте американскийпрезидент-миллиардер крепко сжимаетбумажку в потной ладошке и представляет,сладко зажмурив глаза, куда европейцымогли бы потратить такие деньжищи – иэто Трампу очень нравится.

Конечно, в первую очередьевропейцы потратили бы существеннуючасть этих денег на заказ новоговооружения – на том же рижском саммитеНАТО было решено, что не менее20% военногобюджета должно идти на закупку новоговооружения и техники. А вооружение этобудет в основном американским - если вобласти стрелкового оружия и бронетанковойтехники позиции стран ЕС достаточносильны, то США являются в НАТО почтимонополистами в поставках авиации,ракет, управляемого и высокоточногооружия, средств связи и разведки. Такчто американский ВПК в этом случае ждётрост заказов, а значит и увеличениеколичества рабочих мест, что так заботитТрампа.

Но естьвариант ещё лучше. Зачем мирным европейцамувеличивать свои армии, если с этимвполне справятся сами американцы,увеличив свои контингенты в Европе –а европейцам останется всего лишьоплатить США расходы, то же ERI,из своих увеличившихся военных бюджетов.Тогда вообще все заказы на новоевооружение достанется американскимкомпаниям, а часть войск США будутсодержаться за счёт европейских союзников– к полному удовольствию Трампа, егоадминистрации и бюджета США.

Так что по итогаммюнхенской конференции вице-президентПенс выразилполную поддержку НАТО со стороны США,тут же строго указав нарастить военныебюджеты до конца этого года. ДжеймсМэттис сделалто же самое ещё раньше, на заседанииминистров обороны НАТО.

Надо сказать, что и севропейской стороны имеется полноепонимание сложившейся ситуации и идётэнергичный поиск выхода из неё – так,чтобы и с США не поссорится, и свои деньгина сторону не отдать. Не случайно прямов день открытия конференции в Мюнхенебыла принята резолюция Европарламента,где в рамках дальнейшей централизациипрокламируется создание объединённойармии Евросоюза. Логика тут проста –если армии НАТО покупают вооружение встранах НАТО, то армия ЕС будет покупатьоружие преимущественно в ЕС.

Но здесь сразу возникаетпроблема, как к этому отнесутся другие,причём не только США, но и Британия (онаведь теперь не Евросоюз, а значит и вобъединённую армию не попадает) и другиестраны ЕС. Когда НАТО только учреждался,появилась афористичная, но точнаяформулировка целей её создания: держатьАмерику в Европе, Германию под Европой,а СССР вне Европы. С первой и последнейчастью утверждения проблем не будет, авот со средней…

Если будет созданаармия ЕС, то главной силой в ней станетименно Германия – после достижениядвухпроцентного уровня её военныйбюджет станет самым большим в Евроармии,что не сможет не отразиться на командныхструктурах. Если вспомнить, чтополитический и экономический весГермании в Евросоюзе и раньше быланемаленький, а после Брекзита он тольковырос, то главенство Германии ещё и вЕвроармии может быть воспринято еёсоседями как предпоследний шаг к созданиюЕврорейха – а это нравится далеко невсем. Так что проект Евроармии вовсе непредопределён.

Следует ожидать, чтовеликая битва за деньги НАТО между СШАи Евросоюзом в ближайшие месяцы слегкапоутихнет, чтобы возобновиться с новойсилой после выборов в Германии и Франции.А растущая агрессивность России покаподождёт, как терпеливо ждала она всеэти одиннадцать лет, когда же наконецевропейцы увеличат свои военные бюджеты.Растущей агрессивности не привыкать,хотя ей как-то обидно.