— 25 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

О российском олигархе, кинутом на миллиард с помощью искусства

Рынок произведений искусства - это на гигантскую часть понты и развод

Бывшийсовладелец «Уралкалия» ДмитрийРыболовлев, состояние которого оцениваетсяболее чем в $7 млрд., выставил на продажуна аукционе Christie's шедевры из своейколлекции. Данные Bloomberg свидетельствуюто том, что при их продаже он потерялболее $120 млн. Еще одна картина из коллекциимиллиардера, работа Марка Ротко, будетвыставлена на торги 7 марта.

Считается, чтопродажей предметов искусства на аукционепо ценам ниже тех, которые были за нихзаплачены в прошлом, Рыболовлевпытается доказать свою правоту в судебнойтяжбе со своим бывшим бизнес-партнеромИвом Бувье. Ранее Рыболовлев уже потерялболее $100 млн при продаже трех произведенийискусства, картин, купленных припосредничестве Бувье. Господин Бувьесобрал российскому олигарху одну излучших коллекций мировой живописи. Вобщей сложности российский олигархприобрел у арт-дилера произведенийискусства на $2 млрд. В начале 2015 годаРыболовлев обратился в полицию, заявив,что Бувье вводил его в заблуждение, и врезультате чего ему пришлось переплатитьза полотна около $1 млрд. Т.е. заплаченнаягосподином Рыболовлевым премия к рынкусоставила примерно 100%.

История,конечно, очень печальная - для потерпевшего.Вряд ли он сможет компенсировать хотябы часть из своих финансовых потерь.Как илюбой актив, произведение искусства,картина или скульптура, стоит столько,сколько за него готовы заплатить втекущий момент - и ни центом больше. Чемдальше от нас та или иная эпоха, темменьше от нее остаётся предметовискусства, следовательно, тем выше цены.Естественно, стоимость картиныопределяется ее техническим состоянием,ценностью с позиций искусствоведенияи степенью известности имени художникана арт-рынке.

Вот это, например, стоит миллионы. Не спрашивайте, почему - нам не понять.

Вотличие от нефти, акций или облигаций,предметы живописи и прочие произведенияискусства суть штучный товар, они неторгуются на абсолютно прозрачном иликвидном биржевом рынке, не приносятпроценты и дивиденды. Ценами напроизведения искусства относительнолегко манипулировать. Риски данныхинвестиционных операций, которые можноотнести к категории только для оченьбогатых, значительно выше, чем привложениях в стандартные финансовыеактивы.

ГосподинРыболовлев доверился посреднику и неугадал. Пострадал не только личныйкошелек, но и имидж делового, успешногочеловека.

Имиджв данной истории, однако, можно было быи улучшить - подарив коллекцию искусства,стоимостью примерно в $1 млрд., Эрмитажуили еще какому-либо известному российскомумузею.

Естьодна проблема. О понятии "Россия"большинство олигархов первой волны,судя по их поведению, в жизни не слышали.