— 20 апреля, 2024 —
 
На экранах

Наш ответ Саше Грей

В День защитника Отечества в прокат вышли два отечественных кинофильма, рассчитанных на массовую аудиторию

Уважаемые читатели!

В День защитника Отечества в прокат вышли два отечественных кинофильма, рассчитанных на массовую аудиторию.

Первый — мистический триллер «Вурдалаки» о борьбе отечественного дворянства и духовенства с вампирами — по прогнозам должен был провалиться на старте и честно задачу выполнил: при бюджете в 160 млн рублей он собрал за первый уикенд всего 31 млн. Второй же — куда более крупнобюджетный (400 млн рублей) супергеройский фильм «Защитники» — рассчитывал на 370—380 млн и даже поставил рекорд первого дня проката. Однако после этого его сборы обрушились лавинообразно и по итогам выходных едва перебралась за 200 млн. На сегодня надежд на то, что картина окупится в отечественном прокате, практически нет.

Что хотелось бы отметить. Оба фильма в своё время получили господдержку. Создатели обеих картин обещали государству солидные сборы — 400 млн и 1 млрд рублей соответственно.

Над обеими картинами на совесть поработали мастера визуальной части: операторская работа и монтаж вышли не хуже «большого кино» любой другой страны — от США или Франции до Китая или Индии.

На уровне тематики обе картины скопировали в ноль голливудские образцы. При этом оригинальных голливудских конкурентов в дебютный «длинный уикенд» у них не было.

И тем не менее обе «голливудские кальки» стартовали провально и зрителям не понравились.

Стоит порассуждать о причинах.

У меня есть версия, уважаемые читатели. Причина провалов заключается в том, что отечественные «ответчики Голливуду» снимают свои ответы не по образцам самих голливудских фильмов, а по их трейлерам.

То есть они крепко поняли, что картинка должна быть визуально насыщенной. Что камера должна летать. Что всё должно вовремя затемняться, кадр во время боёв — своевременно сменяться, а музыка играть. Что голос за кадром и персонажи должны выдавать многозначительные реплики («Этой зимой... люди, переставшие быть людьми... встретят тех, кто их остановит!» или «Ты понятия не имеешь о том, каков мир на самом деле» — «Скоро я буду править миром!» — «Пора действовать!»).

Всё это они выучили.

А то, что любое кино — голливудское оно, болливудское, французское или нигерийское — в первую очередь рассказывает историю, просто было забыто напрочь.

Потому что в трейлерах же историй не рассказывают.

В результате в крупнобюджетных российских кинопроектах раз за разом мы наблюдаем, как вываленные в кадр персонажи откровенно не знают, кто они такие, откуда тут взялись и почему делают то, что им приказывают режиссёр со сценаристом.

Если говорить конкретно о нынешних кальках, то можно провести вполне безжалостное их сравнение с оригиналами. И раз уж «ответ Голливуду», то диалог будет выглядеть примерно так.

Голливуд:

— Конец XIX столетия. В далёкую Трансильванию из Лондона приезжает молодой влюблённый юрист Джонатан Харкер. Он хочет заработать денег, чтобы жениться наконец на своей Мине. Его поджидает древнее обаятельное чудище в облике местного аристократа, которое заманивает героя к себе, проникает в Лондон, похищает его невесту — и герою приходится искать команду из мудреца и храбрецов, чтобы это обаятельное, но всё же злобное чудище наконец упокоить. Это картина об обаянии зла и о том, что даже любящее зло убивает.

Наш ответ:

— Это что! А вот у нас неизвестно когда не пойми в какую местность, населённую какими-то ряжеными, сваливается из ниоткуда барин Андрей. Он сваливается на непонятно откуда взявшегося монаха Лавра, потом на всё это сверху сваливается непонятно откуда копия трансильванского графа, который суматошно начинает охотиться на красиво молчащую крестьянку, а барин и монах её защищают. Эта картина об... м-м-м... ээээ... в общем, наш ответ Голливуду.

Голливуд:

— Зима. По заснеженной глубинке едет автостопом голодная и загнанная девочка: она мутант и сбежала из дома, чуть не убив поцелуем мальчика. Она встречает потерявшего память мужчину-мутанта, который пьёт, дерётся за деньги и едет куда глаза глядят. Их пытаются внезапно убить неизвестные враги, но спасают неизвестные друзья. И они узнают: на свете есть целая школа добрых мутантов, противостоящая злым мутантам. Добрые считают, что мутанты и люди должны жить в мире, а злые — что люди должны сами стать мутантами или погибнуть. Эта картина о выборе между ненавистью и терпимостью, который совершают люди.

Наш ответ:

— Ха! А вот у нас во время испытаний военной техники из ниоткуда появляется силиконовый мужик с проводами в спине и сманивает технику за собой. В штабе говорят, что это учёный из советского времени. Он замышляет захватить власть над спутником из советского времени. Зачем? Не важно. Короче, чтобы его остановить, находят четырёх человек, каждый из которых обладает суперсилой. Откуда они взялись? Тоже из советского времени. Чем живут, злые или добрые? Да какая разница! Короче, они его должны победить. Вот. Эта картина об... ээээ... м-м-м-м... в общем, наш ответ Голливуду.

То есть при копировании голливудских оригиналов российский кинематограф то и дело пытается забыть о том, что любой сюжет, в буквах он или на экране, — это не просто нагромождение событий. Это всегда алхимия, рассказ о превращении. Должен измениться человек, или отношения между людьми, или целый мир — и тогда это будет история, а не растянутый трейлер и не геймплей.

Кстати, во многих (даже в ругаемых) образцах отечественного кино вроде «Викинга» и «Притяжения» истории присутствуют и превращения совершаются. Можно спорить о том, что истории эти неправильные и превращения идеологически неверны, но там они есть.

А во многих других, в том числе получающих сотни миллионов рублей от государства, — просто нет. В результате чего на выходе получается аналог дорогой ракеты, из-за заводской халтуры взрывающейся после старта.

Как представляется, выход тут может быть только один. Где-то в недрах государства должен быть создан деспотичный контрольный орган, проверяющий «ответы Голливуду» на наличие в них историй. Должны где-то сидеть жестокие люди, которые бы задавали потеющим творцам вопрос: «Кто эти люди? О чём их истории? Что изменяется в героях, в их мире? Ну-ка покажите».

И если творцы не смогут дать внятного ответа, то поступать с такими «голливудскими кальками» следует так же, как с любым некачественным контрафактом.

Кстати, отечественный народный супергеройский блокбастер под названием «Былины об Илье Муромце», созданный задолго до всяких голливудов, такой контроль бы с блеском прошёл. Потому что там все ответы есть: и откуда взялся богатырь, и как получил свою силу, и через какие конфликты проходил, и какие выборы в своей жизни совершал.

Источник