— 28 мара, 2024 —
 
Общество

Мистика возмездия

Он не умер 5.03.53

Не единожды наказывала клеветников и фальсификаторов История, повторяясь в виде трагедии, комедии, фарса и фарша. Она же, будучи по сути своей продажной девкой, не способна учить – потому и не редеют, видать, когорты энтузиастов, наступающих на зачарованные грабли.

Так, например, в некоторых постсоветских деспотиях принято всякие собственные неудачи объяснять происками российских спецслужб. В атмосфере нацистского помрачения, клановых предрассудков и тотальной необразованности большей части населения подобная пропаганда превосходно срабатывает на внутреннем рынке. Политики, политологи и прочие, говоря словами классика, политические проститутки нашли универсальное клише на случай неурожая, безработицы, откола инородческих автономий. Одна беда: болтовня о «руке Москвы» не способна решить проблемы – вот и проваливаются в небытие всяческие периферийные шуты, оставляя после себя жеваные галстуки, развал и нерешенные конфликты. Непостижимые закономерности Высшей Справедливости карают безжалостно – те, кто громче всех пытался обвинить Россию в собственных ошибках и преступлениях, не всегда успевали даже воспользоваться средствами, предусмотрительно переправленными в закордонные банки.

Стоило бы посмеяться, ограничивайся подобная тенденция лишь хлопково-нефтегазовыми эмиратами ближнего зарубежья. Увы, неразумие правителей поражает и куда более обширные страны, для которых воздаяние наступает с аналогичной неотвратимостью, но приводит к последствиям, хоть и предсказуемым, но ужасающим.

С полвека назад в одной сверхдержаве Северо-Восточной Евразии сложилась недобрая традиция: развалившие экономику и государственную машину политики, почуяв крадучее приближение пресловутой полярной лисицы, прибегают к единственному средству, на которое хватает их убогого IQ. Во всех нынешних бедах, говорят они, виноват Сталин. Средство простое и, как любая простота, хуже воровства, хоть и столь же наказуемо.

Первые признаки применения тупо-примитивной отмазки можно найти в стародавние времена внутрипартийных разборок, когда узкое руководство ВКП(б) предпочло развитие собственной страны пожару мировой революции. Полуграмотные мастера экспроприаций, расстрелов буржуазных заложников и прочие знатоки марксистско-ленинского цитатника дружно завыли: мол, Сталин предал идеалы революции. Впрочем, объект критики оказался не по зубам «ленинской гвардии», ибо пинать живого льва еще глупее, чем придумывать примитивные оправдания собственной несостоятельности. Своевременные воспитательные меры в рамках 58-й статьи УК позволили быстро и безболезненно преодолеть кризис, грозивший, как показали последующие римейки, катастрофической развязкой.

Вселенная методично перемещалась вдоль оси времени, грызня за власть продолжалась, Хрущев последовательно избавлялся от прочих диадохов. Почетный гражданин СССР маршал Берия получил пулю в затылок за создание спецназа и ракетно-ядерного вундерваффе. Кроме того, за ним отмечалась гнусную ересь: дескать, государство должно стоять над партией. Маленков и Молотов стали пенсионерами после антипартийных интриг и клеветы, будто возрождение Центральной России важнее вбухивания несметного бабла в целину. Наивный маршал Жуков, не понявший опасность прислуживания политическим дилетантам, оказался заговорщиком и тайным буонапартием. Избавившись от коллегиального руководства, Хрущев беспрепятственно воплощал грандиозные замыслы, перечисление коих вызывает законный вопрос о том, где он брал такую траву.

Поскольку замыслы неизменно проваливались, в1961 году пришлось бросить на стол последний козырь, благо народ привык верить любой глупости, растиражированной средствами массовой дезинформации. И вновь оказалось, что лишь Сталин и никто иной виноват во всех неудачах и трудностей. И кукуруза на Таймыре по его вине колоситься не желает, и войну из-за него чуть не проиграли, и коммунизм он не сумел построить, и даже секретарей райкомов назначал с единственной целью – чтобы тут же бросить в застенки НКВД.

Увы, можно еженедельно произносить с разных трибун многочасовые речи, постукивая полуботинком, но ни валовый продукт, ни производительность труда от этого не вырастут. Аппарат управления вконец разболтался, из продажи пропал даже хлеб, а в разгар Карибского кризиса Северо-Восточная Евразия оказалась безоружной, потому как флот, авиацию, танкистов и пехоту разогнали, но ракеты взамен так и не пустили на конвейер. Ну и коммунизм за 20 лет не построили. Про «шестидесятников», с упоением разваливавших страну, даже вспоминать противно. Страна стояла на краю гибели, но элита еще помнила доброе старое время, поэтому Хрущёва удалили из власти и благоразумно прекратили поругивать Сталина.

Следующий отрезок оси времени был прожит относительно благополучно, хотя кое-кто намекал: дескать, нельзя до бесконечности эксплуатировать архаичную партийно-советскую модель, которую сам Сталин собирался сломать и переделать. Однако, номенклатура 70-80-х, обустроившаяся возле кормушки на принципе «ты – мне, я – тебе», никаких обновлений не желала, поэтому любой критик очевидных нелепостей получал клеймо идейного врага или вражеского приспешника. Настоящие идейные враги, приспешники, двурушники и прочие коррупционеры при этом прекрасно сидели в номенклатуре, разваливали производство, писали биографии вождей, произносили пламенные речи о скором торжестве единственно-верного учения. Как говорил симпатичный персонаж великого русского писателя А.А.Бушкова, «мало мы вас в 37-м году стреляли».

Очередное поколение партийно-советской псевдоэлиты в коммунистические догмы не верило. Вероятно, эти особи всерьез убедили себя, что умнее всех остальных, причем остальные будут вечно исполнять прихоти правителей. Система становилась феодальной, и новый вождь, помеченный копытом на глянцевой лысине, решил окончательно избавиться от соправителей, отбросив заодно надоевшую декорацию всенародной власти. Однако, последнее поколение союзно-республиканских начальников, окончательно лишившееся инстинкта самосохранения, вдруг обнаружило, что все вокруг рушится, даже привычные заклинания насчет руководящей роли рабочего класса потеряли прежнюю магическую силу.

По причине хилости мозгового вещества, Горбачев ухватывался за любые соломинки: создавал по всей стране нацистские «народные» фронты, легализовал теневую экономику, ломал систему управления, привел в негодность силовые структуры. Поскольку подобные меры помогали только в состоянии наркопомутнения, осталось предпоследнее средство – вякать на Сталина. К общему прискорбию, Горбачев не додумался применить, подобно фюреру III Рейха, последнее средство – капсулу цианида и контрольный выстрел офицера дворцовой стражи.

Вакханалия началась в конце 1987 – начале 1988 гг. Коррумпированные политиканы и продажные журналисты снова заголосили о нехороших поступках Сталина: нарушал ленинские нормы и социалистическую законность, обижал старых большевиков, построил социализм с нечеловеческим лицом и даже неправильно выиграл войну, предварительно сговорившись с Гитлером. Для обоснования новой лжи выдумывались бредни столь дикие, что ясно становилось – тут уже не траву курят, а последние достижения химии в дело пущены. Народ в очередной раз поверил «министерству правды», но государственные проблемы решить опять-таки не удалось. Ибо глупо пинать мертвого льва в надежде, что с небес упадет волшебная палочка-выручалочка или хотя бы посыпется манна, сдобренная нектаром и амброзией. Цепная реакция распада сверхдержавы завершилась неизбежным финалом. Последовавшие гражданские войны, мятежи, стрессы, голод и прочие прелести торжествующей демократии погубили намного больше человеческих жизней, чем приписывалось Сталину.

Подведем итог. Начали ругать Сталина в 1961 году, а в 1964-м не стало Хрущева. Повторили попытку в 1988-м, и в 1991 году отправился на свалку Горбачев. Даже отпетый гуманитарий способен произвести простенькое арифметическое действие, но вот выводы сделать – это уже не каждому по разуму.

А, казалось бы, двух повторов должно было хватить, ведь даже младшеклассникам известно: через две точки – хоть раком стань, хоть другую камасутру воспроизведи – можно прочертить лишь одну прямую. История, неспособная никого ничему научить, наглядно показала неизбежность мистического возмездия. Коли бездарная власть попытается возвести напраслину на Сталина в безнадежной попытке оправдать собственную профнепригодность, то через три года наступит крах. Как говорилось в хорошей старой книге, «сначала падет фюрер, потом – партия». Следующим актом драмы запросто может стать гибель державы. При этом злополучный правитель, развязавший очередную истерику по поводу Сталина, вдруг оказывается в одиночестве, молниеносно растеряв орду вчерашних прихлебателей. Оно и понятно – на содержимое ассенизационного обоза, в отличие от штыков, даже опереться нельзя.

Трудно сказать, чем объясняется выявленная нами закономерность, глубинные механизмы социальных явлений вообще недоступны пониманию. Осмелимся лишь предположить причинно-следственная зависимость для данного случая. Возможно, дело в том, что недальновидные политики начинают осознавать кризис своего режима лишь на финишной прямой, когда совершенные ими ошибки запустили механизм самоликвидации державы и до краха остаются считанные годы. Как правило, в народе начинаются разговоры: дескать, Сталин бы такого не допустил. Если в подобной ситуации вместо вдумчивого исправления результатов бездарной политики заняться нападками на любимый электоратом символ, то крах свершится в указанный срок.

Как выяснилось, уроки не усвоены, но грабли по-прежнему заманчиво валяются на большой дороге высокой политики. На рубеже 2008 и 2009 гг. тогдашнему президенту захотелось поиграть со старыми кубиками. Времена, однако, наступили другие, и в очередную волну лжи о плохом Сталине мало кто поверил. Тем не менее, Высшая Справедливость вынесла свой вердикт в установленный срок – ровно через три года. Кто не верит – приглашаю пересчитать на калькуляторе: 2012 – 2009 = ...

Хочется верить, что на сей раз страна уцелеет.