— 19 октября, 2021 —
 
Новый кризис

О белорусско-украинско-азербайджанском топливном треугольнике

​Парадоксы топливного треугольника “трёх сестёр”

Сначала актуальная цитата: “Поимеющимся данным, концептуально Минскуже достиг договоренностей с Баку влице государственной нефтяной компанииSOCAR о долгосрочной поставке нефти наМозырский НПЗ, расположенный у границыс Украиной. Сейчас речь идет о трёхтанкерах, или 240 тыс. т нефти в месяц,которая будет приниматься с моря иподаваться на белорусский НПЗ по системенефтепроводов “Укртранснафты”.Пишут об этом в украинских медиа, однаконе доверять автору (директор “Консалтинговойгруппы А-95” Сергей Куюн) причин нет: всвоей сфере человек разбирается.

240тыс тонн в месяц – это без малого 2,9 млнтонн в год. Конечно не перекрываетпадения поставок российской нефти в РБв 2016 году – уменьшились на 3,65 млн тонн(до 18,1 млн тонн) – однако уже что-то. Приусловии, что поставки будут стабильными,конечно же.

Наладитьальтернативный маршрут – транзитомчерез Украину – Беларусь пытается нев первый и даже не в пятый раз. Памятныпоставки из Венесуэлы в начале2010-х, да и после каждого нового спора РФи РБ, касающегося нефти и её переработкина белорусских НПЗ, тема всплывает иактивно обсуждается. Каждый раз этообсуждение идёт примерно по одному итому же сценарию. С какой стороны нисмотри, возить морем дорого: фрахттанкеров, перевалка в порту. Дальшежелезной дорогой по Украине. Бензинвыходит золотым. Но в этом году изменилисьсразу несколько обстоятельств.

1.“Укртранснафта” (оператор украинскихнефтепроводов) в начале этого годавыкачала из системы нефть марки Urals иначала заполнение маркой Azeri. Той самойазербайджанской. Дело в том, что Украинадоговорилась о её поставке и наКременчугский НПЗ – 1,2-1,4 млн тонн в год.Иными словами совокупная прокачка понефтепроводу может превысить 4 млн тоннв год – есть смысл заморочиться с заменоймарки технологической нефти.

2.Ограничение поставок российской нефтина белорусские НПЗ бьёт в том числе поУкраине, для которой белорусскиенефтепродукты – лучший выбор по ценеи качеству. Российские, правда, ещёдешевле, однако тут уже включаетсяполитический фактор: на днях прокачкаДТ на Украину была в очередной разпрекращена.

3.Для топливного баланса Украины все этилокальные войнушки означают примерноследующее. Если в начале 2016 годасоотношение белорусских и российскихНП на рынки Украины было примерно 70/30,то ближе к середине оно подтянулось к60/40, затем сравнялось. Однако “сравнялось”не значит 50/50.

4.Как утверждает директор группытранспортных компаний PRIME ДмитрийЛёушкин, соотношение импортныхнефтепродуктов на рынке Украины сегодняпримерно 30/30/30 (РФ/РБ/Греция). Ещёоколо 10% забирают поставки из Индии.Греческие и индийские НП обходятсяимпортёрам дороже белорусских (тот жефрахт и перевалка), однако имеют и весьмаценный в украинских условиях плюс: онипрогнозируемые.

5.Итак, что мы получаем, если вернёмся казербайджанской нефти для МозырскогоНПЗ? Украина и Беларусь оказались влюбопытной симбиотической ситуации.Украине выгоднее купить белорусскиеНП, даже если они будут произведены изболее дорогой нефти. Всё равно этодешевле, чем оплачивать поставки НП изГреции, а тем более Индии. Для Беларуси,в свою очередь, не проблема покупатьдля переработки дорогую нефть, если онаточно будет знать, что найдёт для рыноксбыта. А пока из 6 устаревших украинскихНПЗ работает только один Кременчугский,сбыт будет: как раз в начале прошлогогода Украина запретила ввоз автомобилей,не соответствующих требованиям Евро-5,тогда как производил такое топливо наУкраине только Шебелинский ГПЗ, и тотолько с сентября. В феврале текущегогода к нему присоединился и КременчугскийНПЗ, однако потребности рынка они всёравно не удовлетворяют.