— 26 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

О других правилах игры. К провалу идеи открытых рынков на G20

G20 на встрече в немецком Баден-Бадене так не смогла договориться о защите свободной торговли

Как сообщает агентство Reuters, страны G20 на встрече в немецком Баден-Бадене так не смогли договориться о защите свободной торговли.

Обещание противостоять всем формам протекционизма после дискуссии с представителями новой администрации Соединенных Штатов Америки, так и не вошло в итоговое коммюнике, что, как минимум, нарушило многолетнюю традицию формирования повестки дня «большой двадцатки».

Тут, в общем, нет ничего удивительного.

Новый американский президент уже не раз жестко позиционировал себя в качестве сторонника отнюдь не «мирового глобального финансового», а национального промышленного капитала.

А, следовательно, - и сторонником протекционизма.

И нет ничего сенсационного в том, что основные споры при подготовке коммюнике велись как раз относительно формулировок, касающихся свободной торговли: старательно продвигаемые прежней администрацией США тренды сейчас постепенно сходят на нет и в скором времени вообще могут отправится в небытие. Просто потому, что без участия Соединенных Штатов все эти глобалистские разговоры становятся совершенно бессмысленны. А обещание «бороться с любыми формами протекционизма» в итоговое коммюнике не вошло, как раз именно потому, что противоречит базовому трамповскому «America First!».

Вот поэтому и было решено ограничиться расплывчатой формулировкой, насчет того, что все страны «двадцатки» «работают над укреплением вклада торговли в экономики». Ибо «работать над укреплением вклада» дело для любого нормального бюрократа привычное и вполне знакомое.

А конкретика – конкретика может и подождать.

И не удивительно, что наиболее разочарованным происходящим выглядел министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле. Который, в общем-то, прямо назвал именно заявления Вашингтона о возможном введении протекционистских мер в торгово-экономической сфере причиной невозможности согласовать единую позицию.

Ну, вот, что тут можно сказать.

Несмотря на некоторую ситуацию «неопределенности» уже сейчас можно предельно четко и жестко констатировать, что мировые экономические тренды довольно резко меняются. И это для Российской Федерации куда важнее, чем установление «добрых отношений» Кремля с новой американской администрацией.

И дело тут сейчас уже больше не в Америке.

Дело – исключительно в нас.

Просто потому, что вся деятельность экономического блока правительства России строилась исключительно с учетом «обязательной адаптации к глобальным рынкам». Это было аксиомой, несмотря на все возможные «санкции»: для нас было важнее «найти свое место на глобальных рынках», а не развивать свои. Нет, где-то, например в отрасли торговли энергией и энергоносителями, там, где мы имеем естественные конкурентные преимущества, это было даже в чем-то разумно.

Но теперь-то – тренды стремительно меняются.

И ситуация ограничения глобальных рынков, с которой мы столкнулись в результате политических санкций, теперь может оказаться абсолютно естественной для всех значимых игроков, причем, и без всяких «политических ограничений». Просто потому, что в новых условиях протекционизм перестает быть ругательством, и становится правилам игры. И смогут ли это профессионально пережить наши собственные экономические чиновники и прочие «экономические аналитики», как манны небесной снятия этих самых санкций ожидающие, и уверенные, что «рынок все разрулит», а «МВФ посоветует» - тут уже Бог весть. Мы тут скорее пессимистичны. Просто потому как крайне наивно продолжать ломиться уже не в просто закрытую, но уже и заколачиваемую дверь. А для того, чтобы не столько «встраиваться в мировые элиты», сколько наводить порядок на территории вверенной им страны, нужны несколько другие профессиональные навыки.

Которых у этих ребят, судя по всему, к сожалению, - просто элементарно нет.