— 25 апреля, 2024 —
 

Смута детей. Об итогах выходных в России и Белоруссии

В России и Белоруссии практически синхронно прошли полумассовые протесты, местами перешедшие в беспорядки и задержания

27.03.2017

Причины, по которым в России и Белоруссии практически синхронно прошли полу-массовые протесты, местами перешедшие в беспорядки и задержания - различны.

В Белоруссии традиционная политическая оппозиция воспользовалась удачным для неё совпадением двух факторов: очередным демонстративным "походом А.Г. Лукашенко в Европу" и вступлением в действие "налога на дармоедство".

О налоге мы уже сообщали: речь идёт фактически о примерно $200 в год для официально неработающих граждан, тем не менее пользующихся социальной инфраструктурой и услугами. Что касается "похода в Европу" - то он состоял, во-первых, из смягчения отношения к прозападным и ультранационалистическим элементам, во-вторых - из обострения отношений с Российской Федерацией.

По понятным причинам такое сочетание, наложившееся на "весеннее настроение", - стало благоприятным моментом для обналичивания на улицах накопленного антигосударственными силами потенциала. Их задачей было, конечно, не немедленное свержение А.Г. Лукашенко. Для начала им требуется просто приобретение нового статуса - псевдо-государственного контрольного органа, своего рода "цензора по демократии". Условного "Совета Гражданского Общества", который отныне и впредь мог бы (по старой украинской схеме) шантажировать формально независимое государство протестами и "мировым осуждением", постепенно набирая реальную власть.

Что касается России, то новаторским у нас стало не число участников "протестных" акций (оно было крайне невелико по сравнению с событиями "болотной"), а 1) контингент, 2) распыленность по городам и 3) способ сбора актива.

Контингент оказался неприлично юн - с большим удельным весом явных старшеклассников. 

Помимо Москвы, где в мероприятиях против дома для уточек в предполагаемой загородной резиденции Д.А. Медведева участвовали около 7-8 тыс. человек, около 3 тыс. дали города Петербург и Владивосток, свыше 4 тыс. - Екатеринбург, от 500 до 1 тыс. человек - ряд других крупных городов страны, обычно на протестный креатив столицы не реагировавшие никак.

Связано это с новаторским способом сбора уличной массовки, который осуществлялся главным образом путём прикольных и зажигательных роликов через популярные молодёжные паблики, в частности, кстати, не столько и не только во "вражеском ФБ", сколько в "национализированном" ВК. 

Кроме того, в пользу организаторов мероприятия сыграло то, что в последние месяцы государство практически самоустранилось из внутренней медиа-политики, упустив какую бы то ни было инициативу и передав её антигосударственной клаке. Как мы уже неоднократно отмечали - вся медиа-повестка последнего полугодия состояла из "набросов" со стороны тех, кто организовал в итоге "уличный киндер-сюрприз" - и обналичивания этих набросов через реакцию (или отсутствие таковой) со стороны государства. Официозные СМИ полностью погрузились в "отпоростроение" (Госдепу США, Евросоюзу и Киеву) и о внутренней повестке особо не заботились, полагаясь на то, что всё покрывает "крымский консенсус".

Немного предсказуемый результат внесёт, очевидно, свои коррективы.

В Москве было задержано около 500 человек, несколько меньше задержаний прошло в других городах Федерации. В Белоруссии самими оппозиционерами насчитано около 400 задержаний.

Это немного. Однако заявка сама по себе не может не тревожить, поскольку речь идёт о детях. Следовательно, это потребует от государства, привыкшего действовать не инициативно, а реактивно, оперативного осмысления новой ситуации. Поскольку жить с привычной "смутой хипстеров и жанжаков", постепенно размывающейся - это одно. А жить со "смутой роликов и пабликов", к тому же частично несовершеннолетней - это другое. 

Общественная опасность потенциальной "смуты детей" состоит не в том, что они составляют какую-либо организованную силу и на что-то способны. А напротив - в том, что они могут картинно получить по голове, пострадать и тем самым вызывать недовольство граждан взрослых.

Поэтому государству необходимо принять меры к тому, чтобы несовершеннолетние оперативно получили информацию о возможных последствиях незаконных действий - а не рассчитывали на "10 000 евро от ЕСПЧ, если повяжут".