— 19 апреля, 2024 —
 
Войны

Историческое проклятие Германии: будет ли она снова воевать

Что будет с ФРГ, когда под давлением партнёров по НАТО она снова превратится в военную державу

Интернетпринес (и тут же унёс из общественного внимания) примечательную новость: в Баварииобъявили набор русскоговорящей массовкидля участия в учениях, проводимых армиейСША. Русскоговорящиеактеры должны будут изображать мирноенаселение и носить инфракрасные датчики,чтобы по «попаданиям» из учебногооружия определить предполагаемоеколичество жертв среди гражданских.Сама по себе новость носит скорееанекдотичный характер, но это, мнекажется, как раз тот случай, когда в шутке весомая доля правды.

Разумеется,открытая война между Россией и НАТО насегодняшний день крайне маловероятна. Помимо того, что это затея безумная и этого не хотят ни в какой форме американцы - сами немецкие СМИ также открыто констатируют, что немецкая «армия ни на что не годна». Тем не менее,складывается впечатление, что в Германиисуществует достаточное количествовлиятельных людей, серьезно нацеленныхна реванш за Вторую Мировую и те унижения,которые выпали на их долю во время«холодной войны». Пусть реванш этотсостоится не сейчас, а в неопределеннодалеком будущем, но настроения эти самыесерьезные.

Собственноговоря, это было хорошо заметно виднопо санкциям, когда немцы, вроде бы доэтого наши «ближайшие стратегическиепартнеры», оказались самыми последовательнымипротивниками: в кулуарах ругали Меркельна чем свет стоит, но санкционного режимапридерживались строго, а не формально,как многие другие. Если прибавить кэтому активное участие Германиив организации майдана на Украине в2014 году, работа по Белоруссии в том же направлении,а также пусть и вялый, но регулярноподпитываемый ресурсами проектонемечиванияКалининграда, то картина вырисовываетсявполне однозначная. Хотя здравый смыслподсказывает, что в интересах Германии(да и Европы в целом) было бы иметь сРоссией если не союзнические, то хотябы нейтральные отношения. Как, например,Китай, с которым у нас долгое время былитерриториальные споры и даже вооруженныйконфликтна острове Даманский в 1969 году. Но к2009 году все вопросы по демаркации границыбыли решены и с тех пор никаких особыхсложностей нет.

Почемуже прагматичную политику, которую вполнеудается реализовывать на Востоке, вЕвропе выстроить категорически неполучается? Даже с США по серьезнымвопросам договариваться вполне удается.Хотя перед тем, как на горизонте появятсяадекватные переговорщики, обязательноимеет место период тотального цирка,когда Маккейн обещает всех разбомбить,Саманта Пауэр плюется, «дочери офицеров»обличают, а Бжезинский непременно гремитвеликой шахматной доской.

Авот с Европой происходит всё строгонаоборот: с виду партнеры серьезны ирациональны, а по факту при принятиирешений прагматичные соображенияслишком часто отступают под напоромкакой-то дичайшей смеси из давнихисторических обид, амбициозных попытокпоказать кто в доме хозяин, неизбывного«назло батьке уши отморожу» и прочихэмоциональных, но мало осмысленныхмотивов. Ну ладно еще Польша и Прибалтика- к этому все уже привыкли. Но Германия?В нашем представлении родина порядкаи протестантской этики. А также мощнейшейкак философской, так и инженерной школы.С ними-то что?

Уменя на этот счет есть версия. Возможно,спорная, но объясняющая феномен. Германия, кроме всего прочего, являетсяпрактически родиной психотерапии, хотясам термин придумал в конце XIX векаанглийский врач Дэниэл Тьюк. Однакосреди действительно крупных ученых,развивавших данное направление, немцыи австрийцы традиционно доминировали.Немцем был и создатель гештальт-терапиипсихиатр ФрицПерлз, что я нахожу в рамкахрассматриваемой темы вполне символичным.Потому что именно термин «незакрытыйгештальт» лучше всего описываетсостояние, в котором пребывает европейскийполитический класс в целом и германскийв частности. Уже нет былой военной силы,нет и большого смысла устраиватьочередной «дранг нах остен». Более того,в 1990 году СССР, а затем Россия официальнопредложили забыть все прошлые разногласия,объединить Германию и начать жизнь счистой страницы. Ну, или хотя бы не мешатьдруг другу. Но нет! А то, что картинка вголовах у политиков и разных прочих«элит» отличается от реальности, то темхуже для реальности.

Реальностьже такова, что после семи десятилетийамериканской оккупации, в состоянии медленного демографического коллапса, действительно насущнойявляется задача разумно структурироватьобщество в преддверии наступлениянового социально-экономического уклада.Собственно говоря, она в той или инойформе стоит перед всей мировой экономикойи перед всеми государствами планеты.Но, как можно убедиться, правящие классыпочти нигде к этому оказались не готовы.Как настоящие генералы, они готовятсяк предыдущей войне.

Хотяпарадокс состоит в том, что в экономическомотношении Германия после Второй Мировойполучила едва ли не те самые привилегии,из-за которых она начинала ПервуюМировую. Да, за это пришлось поплатитьсясуверенитетом и потерять большую частьвоенной мощи. Однако сейчас складываетсяситуация, когда Дональд Трамп недвусмысленнопредлагает взять на себя большеответственности в вопросах военногостроительства. И в теории это через15-20 лет может привести к тому, что Бундесвер не то чтобы совсем превратитсяв Вермахт, но будет гораздо болеедееспособен, пусть даже личный составего будет наполовину арабо-турецкогопроисхождения.

Сдругой стороны, во всей этой ситуацииобнадеживает то, что немцы покакатегорически не хотят этого делать.Вероятнее всего, срабатывает в качествепредохранителя историческая память. 

Но время неумолимо идет, поколенияполитиков, заставших «холодную войну»постепенно сходят с политической сцены.И потому чем дальше, тем больше намследует быть начеку. Ибо мозги простотак не переделать и одному богу известно,пересилит ли в будущем здравый смысл«остаточное свечение незакрытогогештальта», как изящно выразился коллегаМараховский.