— 09 мая, 2024 —
 
На экранах

Кино России как её беда. Послесловие к "бунту творцов"

Киносословие России - есть по большей части вовсе не её гордость и богатство. А, напротив, её тяжёлое наследие и непонятно как решаемая проблема

Уважаемыечитатели!

Вминувший понедельник на медиафорумеОбщероссийского народного фронта С.С.Говорухин спросил руководителя страны,кому на Руси жить хорошо. "Режиссерами другим представителям творческихпрофессий", - ответил руководитель.

Естьмнение, что этот ответ, названный СМИ "шуткой", был шуткой грустной. Потому что киносословиеРоссии - есть по большей части вовсе нееё гордость и богатство. А, напротив, еётяжёлое наследие и непонятно как решаемаяпроблема.

Ивот почему.

Наканунесимволического диалога, напомним,состоялся небольшой, но актуальныйскандальчик на вручении кинопремий"Ника". Режиссёр А. Сокуров призвалосвободить террориста Сенцова. А такжевысказался в поддержку юношества, невнимавшего полиции в ходе несанкционированнойютуб-акции против Димона, его уток ивообще коррупции. "Государствосовершает большую ошибку, ведя себястоль фамильярно с молодыми людьми, сошкольникамиисо студентами.Нельзя начинать гражданскую войну средишкольников и студентов. Надо услышатьих. Никто из наших политиков не желаетих услышать, никто с ними не разговаривает...Они боятся это делать. Почему? Этоневозможно, больше терпеть это невозможно".- сказал режиссёр Сокуров.

Всвою очередь актёр Ярмольник прочёлстих литератора Быкова о том, что, когдаперестройка грянет в следующий раз -гадина прежнего режима будет додавлена,а все ретрограды будут повешены нафонарях (последнее обещание было скрытоза кокетливым полуцитированием "мыдобрых граждан позабавим").

Всвою очередь документалист Манский,получая приз за лучший неигровой фильм,сообщил, что "страну мы просрали, ипоэтому мы хуже Северной Кореи".

Таквот. Скандальчик, уважаемые читатели,состоял не в том, что творческие граждане,всю сознательную жизнь сосущиегосударственное вымя в три горла,выступили со смелой бранью и отважнымиугрозами в адрес государства. Скандалначался после того, как официальные СМИво время видеоотчётов о мероприятииэтот фрондёж вырезали.

Государственныемедиа, рискнём предположить, сделалиэто не потому, что им В.В. Путин велел -а из соображений "цеховой стабильности".Потому что просочись эта фронда в эфирцентральных каналов - пострадали бы нетолько телевизионные стрелочники. Самойвласти бы пришлось реагировать чутьпрямее и жёстче, чем она хочет, и в адресотважного творческого сословия. А такполучилось идеально - творческое сословиев очередной раз фрондануло, а властьсделала в очередной раз вид, что неуслышала.

Понятно,что оживление творческой тусовки вызванобыло струёй юности, выплеснутой на улицыряда городов страны в конце марта.

Ивот в чём главная беда, уважаемыечитатели.

Послеяркого выступления творцов большаячасть русских соцсетей злобно, но как-тобезнадёжно поиронизировала на тему "о,киношники против коррупции. Это дажене пчёлы против мёда, это уже еретикиза инквизицию".

Ирония,подчеркну ещё раз, была безнадёжной. Поряду простых причин.

Во-первых:потому что все, кто вообще слегкаинтересуется темой, - в курсе, чтобунтующий вельможный российскийкинематограф без государства не то чтонесостоятелен - а просто беспомощен, тоесть не может вообще ничего.

Ипри этом все знают, что казённые средстваусваиваются творческой тусовкой поизвестно какой схеме.

Те,кто интересуется темой чуть глубже -могут выяснить, откуда деньги навысокобюджетный артхаус у А. Сокурова.Или сколько в действительности собралв прокате фильм "Ночные стражи"(230 млн. руб, поддержка Фонда Кино), накоторый просил денег Л. Ярмольник, вкачестве основного аргумента предлагавшийкомиссии "показать альбатроса" иобещавший сборы в районе 400 млн руб. Иликакой дикий скандал закатил режиссёрМанский, когда впервые за годы в 2016-мгосударство отказалось выдать емумиллион рублей на проведение мероприятия"Артдокфест", куда Манский привёзфильм о прекрасном событии в историичеловечества Майдане.

Ипри этом все, кто интересуются темойглубоко или не очень глубоко, знают ещёодно.

Этатусовка даже более неприкосновенна инеуязвима, чем прочий "медиа-класс".И ей ничего не бывает никогда и ни зачто. Ни за коммерческие провалы. Ни задичайшие распилы, жалкие результатыкоторых поставляют здоровый смехзрителям Евгения BadComedianБаженова. Ни за призывы освободить,например, тоже что-то снимавшегомайданщика, осуждённого всего-то заподготовку терактов (глупость какая,какие теракты могут быть в России). Низа изящные обещания развешать нынешнихсвоих спонсоров по фонарям. Ни заоскорбительную брань в адрес народа ипорождённого этим народом государства.

Ане бывает им ничего ни за что потому,что государство просто не может решитьих как проблему.

Тоесть не то что привлекать их "на общихоснованиях" к ответственности засделанное и сказанное. Оно не может дажевзять и оторвать всю эту заслуженнуюбюджетную мафию с её въевшейся в порыфрондой от вымени. В смысле - не можетпрактически.

Потомучто каждый из представителей этойфрондирующей мафии может поднять вопльдо геостационарной орбиты, а число ихгигантское, и отлучение их от выменибудет сопровождаться такой взрывнойволной проклятий, и показательныхэмиграций, и демонстративныхсамоприковываний, и бросков на омон, икриков "снимайте меня, я такая-то",и международного улюлюканья, что (сточки зрения государства, весьма ценящеголюбую, хотя бы и относительную стабильность)- всё это перевесит любые бонусы.

Вельможнаятворческая кинотусовка (очень умеренно,судя по зрительским результатам своейработы, одарённая, но зато на совестьспаянная в действительно значимых длянеё вопросах) - фактически третьедесятилетие шантажирует государство,и государство это отлично осознаёт.

Штукав том, что осознаёт оно также и нерешаемостьпроблемы на данном этапе. И единственное,что остаётся государству - это, пожалуй,ждать.

Чегоименно? Ответ прозвучит цинично: времени,когда последний заслуженный лицедей,доставшийся государству в наследствоот великого советского кинематографа- сойдёт со сцены естественным путём.Благо - ждать осталось не так долго, ипоследние юные звёзды застоя сегодняуже, как правило, на седьмом десятке. Аспешно пристраиваемые ими к вымени юныедети, жёны и прочие наследники лишенытого сакрального ореола, которыйобеспечивает самим лицедеям давномёртвый великий советский кинематограф.

Апока - всё будет продолжаться. И вельможныйрежиссёр, на казённые деньги снявшийконъюнктурное фестивальное "еврокино",проведёт в качестве президента очереднуюпремию "Ника". Которая выдаст этомуфильму этого режиссёра (пролетевшему,естественно, с треском у отечественногозрителя) главный приз как лучшей картинегода, самому режиссёр-президенту призза лучшую режиссуру, а его супруге призза лучшую роль. И заодно, пользуясьслучаем, боевито выкрикнет пронеобходимость бороть коррупцию. И пропропащую страну, которая хуже КНДР.

...Нуи последнее соображение. У меня, уважаемыечитатели, есть версия.

Этастранная и необъяснимая на первый взгляднеприязнь кинотусовки России к странеРоссии - на самом деле вполне объяснима.

Это"неприязнь разлюбленных". Неприязньтех, кого русские граждане всё ещёисправно содержат - но не восхищаютсякак прежде. И даже видеть не желают.