— 26 апреля, 2024 —
 
На экранах

Жертвы злой русской мечты. Рецензия на х/ф "Время первых"

Судя по кассовым сборам, вы скорее не посмотрели художественный фильм "Время первых", чем посмотрели

Уважаемыечитатели!

Судя покассовым сборам, вы скорее не посмотрелихудожественный фильм "Время первых",чем посмотрели.

За первыевыходные картина собрала порядка 154 млн рублей (на момент, когда я это пишу,данные уточняются). Тоесть почти вдвое меньше прогнозов (280 млн руб.).Это - несмотря на поддержку (по крайней мере, формальную) Первогоканала, несмотря на высокий рейтинг наКинопоиске и на положительные в основномрецензии.

Почемуотечественный зритель проявил слабыйинтерес - можно только строитьпредположения. Например, следующие:

1)Отечественный зритель подустал от"советских байопиков": по темесудеб знаменитостей 1950-1970-х слишкомплотно поработали кинематографисты иособенно сериальщики, и зритель не смогзаставить себя сходить ещё на одно киноо судьбах полувековой давности.

2)Отечественный зритель подустал оторбитально-космической тематики: запоследние пару-тройку лет он отсмотрелдовольно много орбитальных фильмов, отсуперзрелищной катастрофы "Гравитация"до неудачной чужеобразной фантазии"Живое", которую показывали воттолько что.

3) А можетбыть, просто недопиарили.

Можнобыло бы добавить, что зритель не сильнодоверяет отечественному кинематографувообще - но это было бы неправдой: тольконедавно успешно прокатились "Экипаж", "Притяжение","Викинг" и "28 панфиловцев". Картины с разной аудиторией и разной художественной ценностью - но нашедшие своего зрителя.

Поэтомуможно констатировать, что картине Д.Киселёва просто не повезло на старте -и перейти собственно к самому произведению.Тем более что это тот редкий случай,когда рецензента не обвинят в спойлерах.

...Сначалафильм, безусловно, надо похвалить.Никакого сравнения, например, с картиной"Гагарин. Первый в космосе" (2013 г.)тут быть не может. Фильм про Гагарина,снятый примерно за те же деньги ($7млн), был откровенно беспомощной поделкой.В ней фигурировали одинокий юноша Ю.А.Гагарин, благодаря своим сверхчеловеческимдобродетелям взлетевший в космос;одинокий волшебник в шляпе С.П. Королёв,силой мысли создавший в чистом полеракету и запустивший в ней добродетельногоГагарина; стол, несколько стульев, паравспомогательных персонажей и несколькоминут недорогой графики космическогополёта. А также недоумённый вопросзрителя, куда испарились деньги бюджета.

На "Временипервых" деньги явно не пилили: картинуделали с отчетливым желанием отбитьсяв прокате. Поэтому фильм бодр и красиви наполнен сюжетными перипетиями повсем правилам. Он начинается с того, чтоу лётчика Леонова загорается в полётедвигатель, и он, не сумев катапультироваться,сажает самолёт. За эту его безбашенностьберут в отряд космонавтов, где из-занего тут же получает травму его напарниклётчик Беляев, и Леонов делает что может,чтобы Беляев вернулся в строй. Параллельнопоказана космическая гонка, из-за которойКоролёву (он тоже в шляпе, но неволшебник-одиночка, а окружён вполнереальным штатом ОКБ-1) приходитсясокращать срок подготовки к выходу воткрытый космос и ссориться у самоварас уютным Брежневым. Риск увеличивается,испытательный корабль терпит крушение,но Леонов и Беляев выражают готовностьрисковать. И Королёв отправляет их нариск, и Леонов весьма близко к реальностивыходит в открытый космос и, несмотряна тяжёлую нештатную ситуацию,возвращается, а Беляев при отказе системыавтоматической посадки вручную сажаеткапсулу, и (тут создатели уже начинаютнагнетать даже излишне) оба едва незамерзают в тайге, но в последний моментвсё складывается хорошо и их находят.Темп выдержан, спецэффекты на томсовременном уровне натурализма, когдавзгляд из кинозала уже не отличаетграфики от действительности, действиене замирает.

ПосколькуКоролёва играет Ильин, Беляева Хабенский,а Леонова Миронов - вопросов к актёрскойигре нет. Конечно, 50-летний Миронов смудрыми глазами не вполне попадает вбезбашенную молодость 25-30-летнегоЛеонова. Но он не виноват, это уже вопроск безжалостному времени, которое нещадит никого, включая Тома Круза. Конечно,жёны космонавтов выглядят бесцветно -но это тоже уже придирки, тем болеесколько там тех жён в картине.

...А теперьо плохом.

Я знаю,что фильм снимался при плотномнепосредственном участии самого ГерояСоветского Союза Леонова - и ему всёпонравилось.

А вот мненет, уважаемые читатели. Мне резко непонравилось то, как создатели картиныувидели саму суть советского рывка вкосмос.

Ониувидели, коротко говоря, только космическуюгонку. И эта гонка в картине подаётсякак особо крупнобюджетный и особоопасный вид спорта, в котором все - откосмонавтов до Королёва - участвуют какбудто по принуждению. Причём не попринуждению безжалостной государственноймашины даже, нет. Уютный Леонид Ильич,беседующий с Королёвым за самоваром сбаранками, тоже не сильно настаивает,чтобы космонавты наплевали на риск илетели на вероятную гибель. Просто инад Брежневым, и над Королёвым, и надЛеоновым с Беляевым висит какая-тобезжалостная судьба, отчётливо злаяСудьба Русских, принуждающая их кподвигам.

Эта злаяобречённость на подвиг поминается вфильме слишком часто, чтобы быть простослучайностью.

Воткосмонавты жалуются Королёву на неудобныескафандры: "как лететь космос вкандалах?". На что Королёв внезапнозаявляет (ни к селу ни к городу): "нашнарод веками летает в кандалах. И еслибы кандалы упали, всё бы рухнуло".

Вот Леоновубеждает Королёва, что несмотря на рисклететь готов: "Моего отца забрали какврага народа. Соседи пришли, отняли унас еду, вещи, мебель, из дома выгнали,с меня штаны сняли... Потом война, победа- но какой ценой! Сколько родных с фронтане вернулось. И у нас в каждой нормальнойсемье такое, Сергей Палыч, мы так живём.Я в этом люке дыру зубами выгрызу".То есть готовность к подвигу объясняетсятем, что цена жизни русского человекакопейка, чего её жалеть, все мы смертники.

А вотрадиолюбитель с Сахалина принял случайноморзянку приземлившихся космонавтови накручивает диск телефона, чтобпозвонить в КГБ и доложить. Но появляетсяжена в ночной рубашке и почему-то сообщаетему, что его за это посадят (?!), ирадиолюбитель безнадёжно отвечает ей:"Ну а как?" - и, покорившись РусскойСудьбе, звонит и сообщает, тем спасаякосмонавтам жизни.

...Эй,граждане. Всё понятно, конечно - жизньбыла тяжела, трагична и полна испытаний.Но, во-первых:

у русскойжизни и 80 лет назад, и полвека назад былаи солнечная, праздничная сторона.Например, отца Леонова, врага народа,реабилитировали в 1939-м, когда Л.П. Берияпринял дела и совершил свою первуюбериевскую реабилитацию. И вернулисемье, и дали вырастить детей. В концепциюфильма этот факт, видимо, не умещался -и поэтому отражён не был.

И во-вторыхи в-главных:

Былатакая штука, как мечта о космосе - причёмне просто фантазийная, а реализующаясяпрямо на изумлённых глазах граждан.

Я простонапомню, как это всё было:

13мая 1946 г. И. В. Сталин подписал постановлениео создании в СССР ракетной отрасли наукии промышленности.

Воктябре 1957 года на орбиту был запущенпервый искусственный спутник Земли.

Вапреле 1961 года в космос стартовалЮ.А.Гагарин на «Востоке-1».

Вдекабре 1962 года советская станцияпролетела около Венеры.

В1965 году американский «Маринер-4» добралсядо Марса.

В1969 году трое американцев во главе с Н.Армстронгом высадились на Луну.

Такимобразом, между решением «создать отрасльнауки» и запуском первого человека вкосмос прошло 15 лет. Между первым полётомв космос и первой высадкой на соседнеенебесное тело — 8 лет. Между первымспутником на орбите и первой станциейу ближайшей планеты — 5 лет.

Тоесть на практике дух времени выражалсяпростым словом "мечта", и мечтабыла духом времени. И именно ей готовыбыли приносить жертвы все - во главе сСергеем Павловичем Королёвым, основнымидеологом азартной "космическойгонки" с нашей стороны. И космонавты(кстати для любознательных молодыхчитателей: у нас было ровно две космическиекатастрофы - столько же, сколько уамериканцев. В них погибли четверокосмонавтов. Это впятеро меньше, чем уНАСА).

Про мечту как дух времени - этоне я так решил. Это то, что писалось,пелось, говорилось и ощущалось полвеканазад - всеми, по обе стороны Атлантикии во всех социальных группах ведущихдержав. Сегодня космонавт А. Леоновможет оценивать былое иначе - точно также, как С. Лем в нулевых годах анафемствовалсвоему собственному произведению мечты"Магелланово облако", "склоняющемулюдей к коммунизму". Но это - реальнобыло.

Асегодня мы живём в мире, где мечта окосмосе по ряду причин уже довольнодавно была признана нерентабельной. И,что трагичнее - в мире, где объяснитьмечту проще какой-то роковой судьбиной,чем ею самой.

...Повсему поэтому, уважаемые читатели, привсех несомненных художественныхдостоинствах кинофильма "Времяпервых" - лично я не слишком расстроюсь,если вы на него так и не сходите.