— 26 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Что не так с патриотизмом и молодежью - и что делать

Государство ни проблем своих граждан не знает, ни слышать о них, ни решать их не хочет. Оно хочет молодых лидеров

Знаете, я не удивляюсь,что на молодежь наша власть решилавзглянуть только сейчас.Если бы вместо школьников на незаконныймитинг в Москву прибыли жителисотен тысяч брошенных управляющимикомпаниями домов со всей России,тогда, наверное, услышали бы ИХ голос.Ненадолго.

Но эти жители законопослушныи пашут как проклятые изо дня в день. Имнекогда шляться по митингам. Они решаютсвои проблемы сами. Какмогут.

А школьники – не могут.Они и проблем толком не знают, и решатьих не умеют. Поэтому верят на слово тем,кто умеет их убедить и в проблемах, и вметодах их решения.

Государство же нипроблем своих граждан не знает, нислышать о них, ни решать их не хочет.Оно хочетмолодых лидеров. А старье пусть тиходоживает как-нибудь само.

Старье – это кому отсорока пяти и старше, если кто не знает.

Туда же – в безмолвноесмиренное дожитие – государство в думахсвоих посылает и тех, кто помладше, нов лидеры не выбился.

И вот внезапно государствоспохватилось. Оно удивилось. Оноразочаровано школотой. Оно хочетузнать, что не так с молодежью.

А я давно хочу рассказатьгосударству, что с молодежьюу нас не так. Вот прямо сейчас и начну.

Когда я училась в школе,пионеры хотели поскорее статькомсомольцами. Потому что пионеры былидетьми, а комсомольцы – взрослыми. Мывсе хотели поскорее стать взрослыми,чтобы сделать что-нибудь настоящее иполезное.

Когда мы сталикомсомольцами, то оказалось, что главноев комсомоле – не делать что-нибудьполезное и настоящее. Главное – говоритьправильные слова, не настоящие, но оченьполезные: чтобы настоящие взрослые далипорулить.

Это было в началевосьмидесятых годов ХХ века. Тот, кторулил молодежью, мог ничего не делать.Все днепрогэсы и магнитки давно построилите, кто делать нужное и настоящее хотел.Поэтому их внуки спокойно ждаликоммунизма, когда от каждого – поспособностям и каждому – по потребностям.И если способностей к настоящему делунет, а потребностей – хоть отбавляй,тогда тебе, дружочек, – прямой путь вруководство комсомолом. А потом –партией.

Пока нормальныхшкольников тошнило от отчетов о выполненииличных обязательств на трудовом, учебноми общественном фронте, комсомольскиелидеры, не смущаясь, бодро осыпалиодноклассников цитатами из материаловсъездов ЦК КПСС.

Когда Перестройкаотчеты отменила, лидеры-космомольцыприменили цитаты из речей генсеков ЦККПСС, чтобы проложить себе путь в бизнес.«Партия сказала: «Надо!» – комосмолответил: «Есть!». Партия велела развиватькооперативное движение – комсомол впервых рядах.

Начали с молодежныхкооперативов не для всех, кончилиолигархическими структурами дляотдельных избранных. Университетскиетроечники из факультетских секретарейкомитета комсомола шагнули в ряды крутыхбизнесменов. Огромная страна подразговоры о формировании платформ вКПСС и неформальных движений в комсомолеразвалилась на части, погрузилась вбедность, войны и хаос. И этот частичноостановленный Путиным в началедвухтысячных хаос вместе с войнами неизжит до сих пор.

Теперь в школе учатсядругие дети. У них нет комсомола. Но естькомсомольские лидеры. Их точно такимже путем, как разложившаяся КПСС вСоветском Союзе, взращивает другаяпартия. И не одна. Их взращивают всесуществующие партии по совершенноодинаковым шаблонам позднего СССР:обучение молодых лидеров правильнымречевкам и стимулирование необузданныхпотребностей. И все это при крайнемограничении возможностей и потребностейвсех остальных.

Что я имею в виду? А вотчто.

Советский комсомол всовременной России пытались заменитьсначала Российским союзом молодежи(РСМ). Читаю на сайте РСМ: «Общероссийскаяобщественная организация «РоссийскийСоюз Молодёжи» (РСМ) – одно из самыхмассовых, негосударственных, некоммерческих,неполитических молодёжных объединенийРоссии».

Ищу следы деятельностиэтой самой массовой молодежной организациив подмосковной Дубне с населением 75тысяч человек, где живет около десятитысяч детей до 17 лет. На сайте РСМ нетничего о какой-либо ячейке этой организациив Дубне.

Нахожу закрытую группу РСМ-Дубна в социальной сети Вконтакте.Там числится 3 человека.

Читаю новости одеятельности РСМ на его сайте.Республиканский форум в Удмуртии«Прорыв», где обучали активистов РСМправильной работе. В программе форума«Прорыв» для руководителей запланировантренинг на профилактику профессиональноговыгорания. Оказывается, люди простогорят на работе.

Новость о кадровойшколе для активистов РСМ в Уссурийскеопубликована под заголовком «Научилисьмногому». Цитирую: «Мероприятие былоочень полезным и интересным, но, самоеглавное, творческим и весьма информативным.За два дня члены местной организацииРСМ научились разрабатывать проекты,искать в них так называемые «подводныекамни»... – рассказал участник кадровойшколы в Уссурийске Эдуард Ильченко.Проекты, разработанные накадровой школе, вполне жизнеспособны,поэтому в дальнейшем члены местныхорганизаций РСМ смогут успешно ихреализовать».

Вы слышали что-нибудьоб успешной реализации проектов РСМ наДальнем Востоке или еще где-нибудь? Я –нет. А ведь у РСМ есть еще и международнаядеятельность, о которой я тоже ничегоне слышала. Ни в России, ни за рубежом.

Кроме полуживого РСМ,есть ещё в Дубне «Молодая гвардия ЕдинойРоссии».

Дубненско-Талдомскоеотделение МГЕР насчитывает 770 участниковсвоей группы Вконтакте. Реально в акцияхМГЕР в Дубне и Талдоме участвуютпять-десять студентов Университета«Дубна». Акции полезные: ребята дежурятвместе с автоинспекторами на дорогахи вручают водителям листовки сразъяснениями правил дорожного движения.Или вместес инспекторами адмтехнадзора ходятпо жалобам жителей на места незаконныхсвалок или другой незаконной деятельностии разъясняют виновным их нарушения.

В социальных сетяхмгеровцы пишут свои посты молодежнымсленгом. Но на акции с инспекторамиходят все те же пять-десять активистов.Не берет эта активность молодежь.

Ну, сходил на акцию, адальше что? Вы – наверх, а я куда?

Муниципальный отделмолодежи водит хороводы с самоходнымиактивистами, создает для них комиссиии парламенты. Но остальным молодым людям– и школьникам, и студентам – от этогони холодно, ни жарко. Им эта активностьне интересна.

Потому что самая главнаяпроблема нынешнего российского общества– беспросветность будущего рядовогожителя России. Мы все не видим никакойперспективы – и взрослые, и дети.Государство нам ее никак не обозначает(речь не о том, должно оно обозначатьили нет. Речь о том, что не предлагаяперспективы - трудно ожидать и энтузиазма).

Впрочем, один разгосударство обозначило перспективумолодежному движению «Наши». Молодыхлюдей из бедных семей туда привлеклибесплатным высшим образованием ивниманием первых лиц государства.Ребятам с большими амбициями обещалиподдержку в политической карьере и вбизнесе. Когда движение сошло на нет ипотеряло внимание руководства государства,многие «наши» быстро превратились в«не наших» и взяли в кумиры Ходорковского.Сочли себя обманутыми.

Так что любому понятно:если ты не попал в систему власти, тоникаких шансов ни на карьеру, ни насамореализацию у обычного человека вРоссии нет. А в систему лицемериянормальные люди идти не хотят.

Потому-то попыткагосударства вовлечь в систему властине только юных карьеристов, нацеленныхна этот путь еще со школьной скамьи, нои ребят другого типа - остаётся тщетной.

Молодёжные активистыне самостоятельны в своей деятельности.Они так же, как и советский комсомол,отвечают «Есть!», когда партия говорит«Надо!». А партия упорно не хочет замечать,как реально живут люди. Люди же, глядяна многих членов этой партии, понимают,что ничего другого от них и не дождешься.

Ну в самом деле. Сменилпрезидент Путин провинившихся губернаторовна новых – молодых, креативных,перспективных. Сменил, например, в техобластях, откуда люди бегут искатьработу в нерезиновые столицы: Новгородчина,Удмуртия. Люди ждут, что теперь-то тамоткроются заводы и фабрики, чтобывернуться из столиц домой – к родителями семьям. Им же министр образованиярассказывала, что стране нужны инженеры,техники, сварщики, медики, учителя.

А новые губернаторыутешают:вот разовьем сейчас туризмво всю мощь, так сразу все и наладится.Люди горько смеются: уже проходили.

По всей стране подлозунгом оптимизации здравоохраненияи образования закрываются больницы ишколы, вместе с ними исчезают рабочиеместа. А новых не появляется.

В какое будущее смотретьроссийской молодежи?

Ну, создаст государствопо поручению президента Путина нафедеральном уровне центр компетенциипо повышению производительности труда.Где этот центр её будет повышать? Накаких предприятиях?

Бесполезно убеждатьмолодежь учиться тому, что не находитсебе места в государстве и в обществе.Разговоры про патриотизм в качественациональной идеи раздражают, кажется,даже записных патриотов. Потому чтоцель жизни человека должна быть конкретнаи всем одинаково понятна.

Цель социализма «Откаждого – по способностям и каждому –по труду» очень просто переводилась нанародный язык: «Кто не работает, тот неест». Эту цель каждый ощущал собственнойшкурой. А шкура была закалена многимипоколениями предков, гнувших спину набарина-мироеда.

Большинство выпускниковсоветских вузов, которые вошли в трудовуюжизнь во время распада СССР, сегодняощущают, что жизнь их в новой Россиипрошла бесцельно, зря. Государствообошлось с ними несправедливо, непо-людски. Фактически вычеркнуло изжизни.

Большинство сегодняшнихшкольников и студентов – их дети ивнуки. Они не знают прошлого, но знаютпро несправедливость. И лицемериеощущают не хуже взрослых.

Поэтому первое, чтогосударство должно сделать для молодежи– сформулировать справедливую и понятнуюцель жизни. И моральную, и материальную.

Второе – привестисистему образования в соответствие сэтой целью. Заточить под нее.

Ведь сейчас многиешкольники даже средней ступени, по сути,учатся одному и тому же дважды в день.Утром – в школе, вечером – с репетиторами.Ненормально, когда девятиклассник посещает шесть репетиторов, чтобысделать уроки на завтра. Что дает емушкола?

Третье – молодежнаяполитика в расчете на воспитаниенастоящих лидеров должна быть конкретнойи практичной.

Ребятам, чтобы онивыросли нормальными людьми, нужна непустая болтовня на псевдогражданскихфорумах, а возможность проявить себя вреальном деле. Государству же нужныграмотные и здравомыслящие управленцывсех рангов. Решить эти две задачи можноодновременно. Государство создает новыерабочие места на новых предприятиях –раз. Государство систематично направляетотобранных в будущие управленцы молодыхлюдей поработать один день на каждомрабочем месте, которые только есть вгороде – от дворника до руководителяпредприятия – два.

В самом простом деле –работать самостоятельно, под полнуюответственность. В сложном деле – бытьпомощником взрослого специалиста, счастичной ответственностью. Ноответственность за самостоятельнуючасть работы у молодого человека должнабыть обязательно. Иначе хорошегоруководителя ни на каком посту из негоне выйдет. Руководитель должен знать освоем деле больше каждого из своихподчиненных и мыслить шире. Широтамышления приходит с только жизненнымопытом.

Четвертое. Государство,прекрати морочить молодым людям головууспешными практиками бизнеса! Дуракупонятно, что бизнес не делается пошаблону. У каждого свой путь и свойуспех, за которым стоит чья-то (а чаще –твоя, государство!) финансовая поддержка.

А если не стоит – то укаждого свой провал. Провалов стократбольше. Об этом молодежи, государство,расскажи обязательно.

Настоящая политика –это трудное, изматывающее дело, а непахнущее деньгами слово. Заруби этоюным лидерам на носу.

И когда ты проймешьтакой своей назойливой заботой молодежь,когда поведешь их к высотам, к томуместу, где каждый из них почувствуетсебя нужным тебе и всем, кого ты защищаешь,дорогое государство, тогда никакойтеррорист из соцсетей не убедит твоихмолодых лидеров вредить тебе и твоимгражданам. А твои граждане и думатьзабудут о существовании других государств.

И тогда ты поймешь,государство, что такое настоящийпатриотизм. Это когда мы любим тебя, аты любишь нас. Взаимная любовь – вотчто это такое.