— 26 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Президентская кампания во Франции: о поднятии ставок до предела

Правая Ле Пен радикализирует обещания, ультралевый Меланшон обгоняет Фийона

Как передает агентство «Франс пресс», кандидат в президенты Франции от ультраправой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен сделала официальное заявление, что, в случае победы на выборах добьется как минимум приостановки во Франции действия Шенгенского соглашения.

Также она собирается депортировать иностранцев из списка исламистских радикалов и провести ряд по сути антиглобалистских экономических реформ.

При этом следует помнить, что французское общество крайне поляризовано: сторонники идеи выхода Франции из Евросоюза поддерживают Марин Ле Пен, приверженцы глобализма сплотились вокруг Эммануэля Макрона. 

А тех, кто остается, судя по всему, в качестве «третьей силы» подбирает уже даже не Франсуа Фийон, а радикальный левак Жан-Люк Меланшон. Который, судя по данным опроса, проведенного службой Kantar Sofres, опубликованных впоследствии «Фигаро», - впервые за время предвыборной кампании во Франции обошёл по популярности кандидата от партии «Республиканцы».

И, как показывает исследование Kantar Sofres, за прошедший месяц Меланшон совершил самый заметный прорыв среди основных кандидатов на высший пост. По итогам минувшего марта его рейтинг увеличился сразу на 6 процентных пунктов. Теперь за лидера крайне левых в первом туре готовы проголосовать уже восемнадцать процентов избирателей (против 12% месяцем ранее).

Это уверенное третье место.

При этом рейтинг Франсуа Фийона в марте остался неподвижен: как и тридцать дней назад, сейчас за него высказываются 17% респондентов.

И вот в этой ситуации (а первый тур во Франции пройдет уже 23 апреля) у М. Ле Пен вне всякого сомнения и возникло желание сыграть ва-банк.

На сегодняшний день лидеры первого тура остаются прежними. Жесткий «евроскептик» Ле Пен и не менее жесткий «глобалист» Макрон. Которые на сегодняшний момент времени почти гарантированно (если, разумеется, Эммануэль Макрон не окажется совсем уж «нарисованным» кандидатом и не осыплется жёстко еще в первом туре: такой вариант, в общем, исключать тоже нельзя) проходят в «майский финал».

И вот тогда начнётся самое интересное.

Ибо есть отработанная технология «свистать всех наверх»: встанем все как один против «фашистки Ле Пэн» и так далее. В результате во втором туре, согласно опросам, Ле Пен проигрывает любому из потенциальных соперников. 

Но это – при «обычном раскладе».

При резкой радикализации голосования и при «повышении ставок», чем сейчас и занимается Марин, - все может оказаться и совсем по-другому. И часть электората не только «республиканцев» Фийона, но и даже «леваков» Меланшона она вполне может забрать в этом случае себе. Потому что если задать французам вопрос «хотите ли вы, чтобы все оставалось как сейчас», что и будет в этом случае просто вынужден делать во втором туре Эммануэль Макрон, то тут можно быть уверенными: совершенно точно не хотят.

Поэтому вариант «выборы плюс референдум» есть вполне адекватная стратегия для любого человека с предельно четкой идеологической платформой, которыми в данных обстоятельствах реально обладают во Франции только «ультраправая» Марин Ле Пен и «радикальный левак» Жан-Люк Меланшон.