— 25 апреля, 2024 —
 
Общество

Закошмарить насмерть

Одни медиа молчали, другие кричали «кучка маргиналов испугала власти до онемения», третьи анонсировали новый 1917-й

Каждыйдень мы непременно просматриваемновости. Живём мы тут. В информационноммире, где рулят последние известия, ибьют ключом – преимущественно по голове.И показательна реакция на митинги 26марта и события 3 апреля как СМИ, так иих аудитории.

Одни медиа 26 марта молчали. Другиекричали что-то в духе «кучка маргиналовиспугала власти до онемения», третьи –«сотни тысяч вышли на улицу, как в 1917!»При противоположных, крайне заниженныхили завышенных, оценках численностимитинговавших медиа если и не молчали,то были едины в стремлении напугать. Ипугали от души. Иначе они не умеют. Большежести! Чуть позже в ход пошли мемы«онижедети» и «онижеженщины». О медийнойреакции на взрыв в питерском метровообще отдельный разговор. Люди,приученные к «жести», жадно искалиподробности трагедии и если не наслаждалисьею, то определённо никак не моглинасытиться. Злобному разгулуконспирологических слоганов и язвительныхреплик предела не было. И даже попыткав тот же день и на следующий подаватьинформацию в СМИ с разумной осмотрительностью,без паники, с подчёркиванием проявившихсяпри теракте милосердии и взаимопомощигорожан была осуждена в голос.

Нас так приучили. Смотришьежедневные новости в газетах и по ТВ –опять автокатастрофа в твоём городе,погибли 5 человек. Или 10. И опять упалсамолёт в Европе, сотни жертв, выжившихнет. Тайфун в Африке, погибло сколько?Тысячи! А тебе услужливо: пандемиянеслыханной заразы, мрут людишки сотнямитысяч, бежать некуда.

Переключаешься на социальныесети. «Это взорвало интернет», «ВсяРоссия ахнула в ужасе/от восторга» – икакие-нибудь глупости про очереднойразвод очередной звездюльки шоу-бизнесаили чернуха про бандитские разборки.На этом фоне с тоской умиления вспоминаешьтолько что впаренные тебе теленовостио скором выходе «долгожданногопродолжения» глупейшего сериала или опредстоящей премьере песни, «которуюждали миллионы», в исполнениидесятиразрядной попсовой певички. Ибомассовое сознание и психология толпыпереместились с милых кичевых базарныхкартинок и ковриков с лебедями ирусалками, от бабушек с лавочки у подъездав агрессивные молодежные соцсети. Тутмогут неделю обсуждать девицу, пропиарившуюсебя на ТВ посредством рассказов о своемизнасиловании, а всю следующую неделюлайкать глумливые мемы о пострадавшемполицейском или топить за пляски накостях погибших в техногенной катастрофе.

Скандальное выступление священникапо поводу СПИДа, показанное по ТВ, каксвидетельствует одно из изданий, в2008-м, на ютьюбе помеченное мартом 2015-го,вдруг стало новостью в марте сего, 2017года и появилось в ряде СМИ. Умные римлянев таких случаях говорили «cuiprodest» – ищи, кому выгодно.

А чисто фейковые новости, закоторыми в принципе никакой правды нет,даже позавчерашней? По подсчетамизвестного журналиста, в 2015 году толькона «разоблачение» в соцсетях акции«Бессмертный полк» как принудительнойправительственной акции было экстренновыделено и немедленно потрачено около8 миллионов рублей. Придумали и другойспособ дискредитации. Оказывается, этублагородную акцию изобрёл оппозиционныйрегиональный телеканал, федеральноеправительство ненавистной «Рашки» идеюукрало, а телеканал закрыло. Правда,несложное расследование показало, чтоинициатива принадлежит одному пожиломучеловеку, приложившему много усилийдля её воплощения в жизнь, поначалу всвоем городе, и «оппы» к этому отношенияне имеют никакого, но идейка вброшена.

А фейк про бурятских танкистов?А фейк про погибших контрактников,которые оказались живыми футболистами?А фото из Грузии 2008 года, выданное за«вторжение российских войск на Украину»в 2014-м? Да несть им числа.

Сплошь и рядом встречаются сюжетывроде «сантехник откусил стоматологуухо» и другие подобные сенсации.

Новости про Мату Хари или СонькуЗолотую Ручку протухли более ста летназад? Не беда. Их непременно увидишь вочередном телесериале.

Возраст новости про близкийконец свете – тысячи лет? Их есть у СМИ,а вас тут не стояло.

Даже «датскому» интервью сдочерью покойного артиста к его 100-летиюдают заголовок вроде «Дочь: мой братпоявился на свет благодаря любовницеотца!»

А не будут брать – отключим газ.

«Барабан был плох, барабанщик– бог»

Сегодня в мировых СМИ существуютдве основные медиамодели: собственноинформационная (с вариациями) иалармистская. Аларм (франц.alarme — тревога) – старинныйзвук тревоги, безотлагательно собиравшийвойска при нежданном нападении неприятеляили всё население при пожаре, мятеже.Тревожный сигнал подавался рожком,трубой, барабаном, колокольным звоном,били в любую самодельную рынду. Но это– в чрезвычайных ситуациях.

В старой журналистике бытьалармистом считалось обычно столь женеприличным, как отправляться на променадбез штанов. В.И. Даль давал такоеопределение: «Алармист – человек,который все государственные и народныесобытия гласно и шумно толкует в дурнуюсторону, пророча беду и тревожа этимобщество; тревожник, сполошник, шумовка,набатчик, неугомон, неупокой; охотниккричать караул».

История русских СМИ знала краткиепериоды алармистских приступов, ноникогда они не становились целой моделью,господствующей, как сегодня в России,на протяжении длительного времени.

Нынешняя модификация медиамоделиберет своё начало в России с эпохиперестройки в СССР, с конца 1980-х годов.Она отмечена валом разоблачительствавсего и вся и длится до сих пор, меняясьтолько в нюансах.

Разоблачали русскую и советскуюисторию всех периодов, которая оказалась«позорной»: сплошная реакционность,самодержавие и тоталитаризм. И героигероями не были, а были сумасшедшими.Потому что нормальные люди сдавалигорода, сами сдавались в плен и пилишнапс в своё удовольствие.

Разоблачали российскую властьлюбого времени. За изуверскую жестокость.За мягкотелость и излишний либерализм.То она была русской, но в ней всегда былисамодуры, тираны и подонки, потому чторусская. То она оказывалась нерусской,но с теми же тиранами и подонками, потомучто нерусская.

Разоблачали народ: сплошьшариковы, бездельники, стукачи и вохра,отрицательная селекция с незапамятныхвремен. «В этой стране» выживают, вишь,только такие. Круг светлолицыхразоблачителей с правильными генамимолчаливо или открыто признаетсясчастливым исключением – «узок кругэтих» светлолицых.

Разоблачали интеллигенцию. Зато, что была «половинчата», и за то, чтопоследовательна и беспощадна. И ту, чтоприслуживала, и ту, что не служила. Всехфтопку.

Разоблачали науку России – онавсегда, как выяснялось внезапно, былаотсталой и повторяла зады западных, поопределению прогрессивных учений. Ктому ж повторяла не к месту и не вовремя,как повторяются действия дурака, которыестереотипны, предсказуемы, нелепы –дурак пляшет на похоронах и плачет насвадьбе.

Разоблачали всю русскую культуру.Потому что она «служила тюремщикамнародов» – ибо русская, сиречьтоталитарная. Или она также становиласьнерусской, а лишь калькой, подражаниемвеликим западным образцам. Ну, какКремль, «памятник итальянской архитектуры»(и неважно, что московский кремль поформам своих соборов наследовалдомонгольской Руси, хотя и стал синтезомрусских и европейских традиций). Илиподражанием образцам варварским, какхрам Василия Блаженного, «примеразиатчины» (и неважно, что собор былпостроен в память победы над агрессивнойАзией). Про советскую культуру вообщеслов приличных не находится. При любомраскладе наша культура оказываласьвторичной и отсталой.

Разоблачали русский национальныйхарактер, ибо авторитарен «от природы».Русский человек «генетически» либораб, либо узурпатор, ату его.

Разоблачали воинствующий атеизм,уничтожение церквей, клира и мирян, ипрежде всего православных. Теперьразоблачают «хищнические захваты» РПЦи «лицемерие» верующих, т.е. возвращениепо закону зданий религиозного назначенияконфессиям и открытое исповеданиеверы. Но обличают не всех, а именноправославных.

Разоблачали «проклятую митинговуюстихию», охлократию, приведшую кгражданской войне 100 лет назад, взывалик правовому сознанию – и устраиваютнесанкционированные митинги, тем самымратуя за неповиновение законам. И пустьидёт это правовое сознание куда подальше…

Разоблачали уничтожение старыхбольшевиков сталинской гвардией, апотом всех большевиков объявили врагаминации, а неудачливыми спасителями –белую армию. Но лузеров сейчас, поамериканской моде, следует презирать– стали презирать, после «красных», и«белых».

Разоблачали Октябрьскую революциюкак величайшее преступление противчеловечества – и разрушили, не давничего взамен, ее социальные завоевания,которыми мог пользоваться народ.

Разоблачали убийственные методыиндустриализации страны, «всё советскоеникуда не годится» – и до сих пор не всёиз советского наследства разворовали,никак не кончится.

И секса у нас не было, размножалисьпочкованием.

Ничто не свято, всё негодно, «вобщем, все умерли». Разрушили все ценности«до основанья». А затем?.. Ты пишешь всоцсетях про любовь к детям – тебянемедленно обзовут педофилом. Проуважение к памяти ушедших – оказываешьсянекрофилом. Про дискриминацию женщин– никогда не видевшие тебя и не выучившиеэлементарных правил поведения юзерыобличат твою форму носа, слишкоммалый/великий рост, вес, возраст, а такжетвои безбрачие, алкоголизм, наркоманию,неправильную сексуальную ориентацию,пониженную социальную ответственностьповедения и недотрах в одном флаконе.

Страсти по медиа

Страх – основа социобиологическойадаптации всего живого. У человека онможет вызывать два типа реакции: ступори агрессию. Разумный ответ на угрозу –полезная активность, оборонительнаяили нападающая стратегия. Получается,что страх способен вызывать полезнуюадаптивную реакцию, но при условии, чтосам он является маркёром реальныхопасностей, стимулирует к выработкемер обеспечения здоровья и жизни, непревращается в панику и не оканчиваетсябегством в суицид. Меж тем, больше всегоаудиторию российских СМИ возмущаетизбыток насилия, жестокости инепристойностей на экранах и в прессе.Недаром же в типично алармистскойфилософии экзистенциализма главныйвопрос – о самоубийстве. Между безраздельногосподствующей в наших медиа алармистскоймоделью и русскоязычными сайтами,призывающими молодёжь к суициду, естьпрямая связь.

Ловить на чрезвычайщину легко.Ведь всяк опасается за свою жизнь ижизнь близких. К тому же в страстномпотреблении новостей о чужих бедствияхвсегда присутствует гаденькое чувство:хорошо, что это случилось с ними, а несо мною. Но кто ответит за последствия?

Очень показательны те отсылки,которыми снабжена статья «алармизм» ванглоязычной версии Википедии.

Это пандемии. Это комплексКассандры – манера видеть окружающиймир в катастрофичной тональности. КогдаСМИ постоянно вас пугают, реактивно,раз уж нельзя их «отменить», людипроизводят замену объекта. Они «наказывают»других «плохих», отбрасывая объективноплохие вести в отношении референтнойгруппы, политики страны да и простодругого человека, лишая его сочувствияи обращая свой гнев или негативныйдиагноз на ближнего, просящего о помощи.Например, объявляя его маргиналом илисумасшедшим. В последнем случаепоказательна история, произошедшая с супругой Генпрокурора США, котораярассказывала о преступной деятельностипрезидента, что позже привело куотергейтскому скандалу. Но психиатрыобъявили ее душевнобольной. Этот феноментак и был назван по ее имени – эффектомМарты Митчел.

Статья «алармизм» отсылаеттакже к т.н. культуре страха. Это атмосферастраха на работе и методы репрессивноговоздействия в политике. Тут же поминаютсяложная тревога, ипохондрия – чрезмерныйстрах перед болезнями и физическимущербом, разжигание страха – какэффективный инструмент маркетинга,например в антимилитаристских или антитабачных кампаниях.

С алармизмом напрямую связанамассовая истерия, коллективные страхиперед вымышленными или реальнымиугрозами в больших группах населения,возникающие как результат функционированиясоответствующих слухов.

Непосредственная связь есть ис феноменом моральной паники – реакциейна угрозу общественным ценностям,реальную или мнимую. И тут характернаяособенность – непропорциональнаяактивность. Известные примеры – охотана ведьм в Средние века, еврейскиепогромы, маккартизм.

Статья «алармизм» отсылает и кстатьям «паникёрство», «социологиякатастроф», к басне Эзопа про мальчика,который для развлечения кричал «Волк!»,а когда возникла реальная опасность,никто ему на помощь не пришёл, и канглийской идиоме «небо падает» –истерической или ошибочной вере в то,что катастрофа неминуема.

Даже таких ссылок достаточно,чтобы понять: когда алармизм из приема«жёлтой» журналистики вырастает вмодель функционирования национальныхмедиа, жди беды.

Уже лет 10 назад почтенныесоциологи, говоря о российских СМИ,предупреждали: целый социальныйинститут представляет реальную угрозудля общественной нравственности. Гласвопиющего в пустыне. С тех пор алармизациявсей страны только усилилась.

Алармизм – мощное средствоманипулирования общественным сознаниеми лоббирования интересов бизнеса.Панические слухи об эпидемии способствуютактивным продажам новейших лекарств,нагнетание страхов перед АЭС на рукукомпаниям, торгующим углем, и т.д.

Есть и общие, ментальные причинытого, что российские медиа несмотря наневеселые результаты их деятельностипродолжают держаться той же алармистскоймодели. В 1990-е в России была перенятаамериканская медиамодель. Тогда любаяамериканщина принималась на ура и вошлав моду.

Недаром ванглийскоместьомедиаустойчивыеприсказки:if it bleeds, it leads; ifit scares, it airs. Ввольном переводе: кровавое первым делом,кровавое правит (пресса); еслиэто пугает, то попадает в эфир (ТВ, видео).

Кроме того, тут сыграла роль исклонность нашего мировосприятия ккрайностям, которые отмечал еще НиколайБердяев, а описал Алексей Толстой: «Кольлюбить, так без рассудку, коль рубнуть,так уж сплеча».

Это не значит, что мы тоскуем полаку и лжи, по новостям из «Кубанскихказаков».

Мы тоскуем по гуманистическиммедиа с правдивой и взвешенной подачейинформации.

Читаю, к примеру, финские новости.Тут совсем другая медиамодель. У них ивесна – новость. Этой порой они пишуто пользе весеннего солнца для здоровьяи о том, как защитить себя от особенноговреда уличной весенней пыли. На финскомТВ – и соответствующая картинка, деловыеи релаксирующие цвета в дизайне, иникаких бьющих по глазу и нервам тонов.Голос диктора не пугает, а информируети сообщает о мерах безопасности, которыеуже приняты или которые следует принятьнаселению, даже если новость – катастрофа.

Согласно известной формуле М.Маклюэна, само медиа и есть сообщение.Иными словами, СМИ меняют реальностьсобою. То, какую картину мирасоздают СМИ, и есть их сущность. И нестоль важно, о чём они вещают, сколь –что они с нами делают.

Сегодня российские СМИ – несубъект, транслирующий общественныевызовы и реакцию на них, а коммивояжёры,продающие товар –алармистское сознание.

Именно такое сознание формируютнаши СМИ вместо общенациональныхценностей. Распространяют тревожностьи развлекательность – т.е. фобии (вкачестве «хлеба») и приверженностьзрелищам. Пугают и пытаются отвлекатьот индуцированных ими же страхов. Этотакой порочный круг, самообслуживание:напугали и тут же как бы утешили. Но недо конца. Ведь тогда на пугалки мало ктокупится. Потому и развлечения предлагаютсятакие, что тоже пугают: за редчайшимиисключениями – крик и кривляния. Сказав,что это эстрада и юмор, вас кто-то наглообманул, господа.

Новость в журналистике – этокогда что-то изменилось в самой реальности.В PR– не так. Там новость – средствопривлечения внимания потребителейзачастую и вовсе к ненужному им, потомуглавное – количество упоминаний в СМИо продвигаемом объекте. Трудно изменитьреальность. И тогда лепят себя любимых,превращая журналистику в пиар. За неговедь хорошо платят.

На латыни ужас называетсятеррором, а ощущение страха непосредственносвязано с экстремизмом – на латыни«экстремум» (крайний). Нашиалармистские медиа можно с полным нато основанием считать профессиональнымиэкстремистами и террористами.

Информационный тоталитаризм.Продаётся сознание. Барахолка. Хитроврынок. Налетай, торопись, покупайживопись.

А что, еслиоднажды покупать перестать?..