— 26 сентября, 2023 —
 
Новый кризис

Европа боится Турции: настоящего "разрыва с Эрдоганом" не будет

Переговоры о вступлении в ЕС будут прекращены

17.04.2017

По итогам вчерашнего референдума в Турции, на котором с небольшим (чуть больше 2% голосов) перевесом "победили" поправки к Конституции, превращающие республику в достаточно автократическое "президентское" государство - Европа отчётливо взяла курс на разрыв с Анкарой.

В принципе всё к тому шло: ещё в марте канцлер ФРГ и неформальный лидер Европы Ангела Меркель сообщила, что такая Турция в Германии "не приветствуется". Имели место демонстративные, оскорбительные по сути и по форме запреты на шествия в поддержку референдума в германских и нидерландских городах с большим турецким населением. И так далее.

Сегодня же лидер фракции "Европейской народной партии" (216 из 751 места в Европарламенте, партию возглавляет лично "начальник Европы" Жан-Клод Юнкер) Манфред Вебер заявил:

- После того как Турция пошла по неверному, с нашей точки зрения, пути, мы должны пересмотреть наши отношения. Конкретно это означает, что переговоры о вступлении в Евросоюз не могут быть продолжены.

Что тут следует учесть. Во-первых, переговоры о вступлении Турции в ЕС шли несколько десятилетий - и без какого-либо конкретного результата. В самой Турции начало крепнуть мнение, что сам факт ведения подобных переговоров используется Европой исключительно как инструмент влияния на турецкую политику, а в действительности никакого вступления ЕС не планировал и не планирует.

Во-вторых - полтора года назад, при заключении знаменитой сделки по беженцам, Анкара выбила из ЕС обещания а) безвизового режима в течение 2016 г. и б) интенсификации переговоров о вступлении.

Свою часть обещаний Турция выполнила, поток беженцев через Эгейское море с её стороны резко упал в десятки раз. Европа свою часть обещаний, как легко догадаться, выполнять не стала. 

Тем временем в жизни самой Турции успело произойти многое, включая попытку военного переворота и последовавшие за ним - пусть и довольно бархатные, но достаточно масштабные - репрессии. Европа в эти непростые для Эрдогана часы вела себя более чем сдержанно, вяло призывая "уважать демократические процедуры". А после подавления путча немедленно начала резко и смело осуждать турецкий режим за жестокость в отношении своих противников.

В общем, сегодня Р. Т. Эрдогану не просто куда нужнее власть, чем одобрение Европы. Власть, к получению которой он стремится в Турции - реальна. Одобрение же Европы - невозможно конвертировать ни во что практическое. 

При этом стоит отметить, что "вентиль от мигрантопровода" у турецкого президента по-прежнему в руках. И если прекращение переговоров о фантазийном (когда-нибудь) принятии Турции в Евросоюз ни для одной из сторон ничего не значит - то любые более предметные антитурецкие шаги Брюсселя могут спровоцировать повторение "горячей осени 2015-го", когда по трассам от Балкан до Бретани тащились сотни тысяч молодых бойких беженцев, а местные встречали их то иррациональной любовью, то ночными поджогами.   

Поскольку европейская бюрократия осознаёт это так же, как и Эрдоган - есть основания полагать, что на настоящий разрыв (так, чтобы с санкциями и сворачиванием действующих программ сотрудничества) Европа не отважится.