— 25 апреля, 2024 —
 
Общество

Ленин в системе координат «свой–чужой»

Позволю себе использовать банальный приём «внезапная Украина»

Также по теме: Почему закапывать Ленина - просто тупо

Вот, казалось бы: родился В.И. Ульянов (Ленин) 147 лет назад (с днём рождения!), потом умер в январе 1924-го, похоронили его честь по чести, со всем уважением, – и чего теперь теребить-то попусту? Своих забот не хватает?

Ан нет. Что ни год – норовят потеребить и своеобразно «поздравить». Вот в год 100-летия его, ленинской, Октябрьской революции опять зачесалось: вынести из Мавзолея и перезахоронить. 

Аккурат к дню рождения всполошились депутаты Госдумы от ЛДПР и ЕР (правда, «Единая Россия» частную инициативу троих своих членов стремглав испуганно дезавуировала – мол, партия тут ни при чём). Впрочем, и это забудется: на самом-то деле речь идёт всего лишь о шоу-политической саморекламе. К чему эти глупости вообще замечать?

***

…Позволю себе использовать банальный приём «внезапная Украина». Что у нас там стало яркой приметой майданно-нацистского переворота? Правильно, возбуждённый «ленинопад».

Это показательно. Причём дело не в том, что из всех глав российского государства именно тов. Ленин внёс наибольший вклад в дело расширения административной территории Украины. К такого рода благодарности потомков давно пора привыкнуть, и относится это не только к украинским широтам.

Дело в том, что Ленина сносят с особой помпой именно как безусловный символ российской государственности, одно из исторических лиц российской цивилизации. Ещё одним таким символом, по мнению «небратьев», является Победа с Красным Знаменем и георгиевской лентой. Пару недель назад вот и Гагарина с Королёвым пытались отменить. Да и Екатерина II там не в чести. У российской цивилизации вообще много исторических лиц и символов. Все вместе они составляют культурное пространство, в котором мы считаем себя самими собой и вполне определённым образом себя самоопределяем.

Это всё то, что надо истребить, чтобы оказаться «нероссией».

Можно считать такое истребление местечковой глупостью. А можно считать признаком осознанной проектной деятельности – расчисткой культурного пространства, чтобы втемяшить в него что-то новое, альтернативное. К слову, среди исторических опытов сегодняшнего именинника попытка такой расчистки культурных символов тоже имеется. Правда, в итоге и проект у него и его преемников получился, и символы очень быстро на место вернулись.

Что проектного получается у «нероссий» – мы можем наблюдать в новостном режиме.

***

Это одна сторона, «от противного». Есть и другая.

С чего началась там же, на Украине, «русская весна»? Где прошёл фронт, у которого, как известно, два передних края — «наш, а вот он их передний край»?

Там же и прошёл.

По нашу сторону фронта — те граждане Украины, которые собрались в своих городах у памятников Ленину и именно там держали оборону. Под красными и другими историческими российскими знамёнами и с георгиевскими лентами — за что их потом и назвали «ватниками» и «колорадами».

Эти люди весной 2014 года просто посчитали себя Россией, ею и захотели остаться.

Таким образом, Ленин сегодня – практически безошибочный ориентир в системе распознавания «свой–чужой».

***

Ленин, слава Богу, не канонизированный и не мироточит. Его исторические практики можно невозбранно исследовать, и даже критически.

Вот, например (всё равно же спросите), тов. Путин как-то неодобрительно высказался о ленинской модели союзного государства: мол, «атомная бомба под Россию». Мнение спорное (тем более, что именно ленинскую практику тов. Путин и развивает творчески на направлении современной евразийской интеграции), но греха в том нет: на то и история, чтобы её уроками пользоваться так или иначе.

В конце концов, даже критика собственного исторического опыта – это составная часть преемственности. А вот деятельно-символическое искоренение исторического опыта, любого из лиц российской цивилизации – это либо безмозглая имитация политики, либо расчистка культурного пространства под что-то альтернативное. Причём альтернативное не Ленину – альтернативное России.

Есть факт: в истории XXI века актуальна легенда по имени «Ленин».

Причём «Ленин» — это не просто легенда о человеке.

«Ленин» — это обязательная составляющая легенды обо всём том, чем мы гордимся.

«Ленин» — это обязательная присказка к легенде советской эпохи. Ведь советская эпоха – это тоже легенда.

Это к тому, что легенда «Ленин» на своём месте – и на Красной площади, и в истории. Не мы его туда положили – не нам и трогать.

А вот если в результате современной проектной деятельности получится нечто более успешное, чем в предыдущие тысячу лет, – то тогда, поверьте, нас совершенно перестанет тревожить, где и как наши предки решили захоронить Ленина в 1924 году.