— 28 мара, 2024 —
 
Новый кризис

О задержании ячейки боевиков в Калининграде

Этот случай, отметим, является рутиной антитеррористической борьбы в России

27.04.2017

В г. Калининграде задержаны две группы выходцев из Средней Азии, в общей сложности 12 человек, состоявших в запрещённой в России организации "Исламский джихад - джамаат моджахедов".

Боевики занимались двумя вещами: собственно работали (ремонтировали квартиры) и распространяли свой глубоко нетрадиционный ислам среди земляков. Руководитель группы даёт показания.

Этот случай, отметим, является рутиной антитеррористической борьбы в России: будучи на втором или третьем месте в мире по числу гастарбайтеров, в том числе располагая несколькими миллионами приезжих рабочих из Средней Азии - наша страна не могла не стать в конечном счёте полем для деятельности многочисленных эмиссаров радикальных религиозных учений на исламской основе. 

Распространению их способствует как замкнутый, отделённый от основного общества характер деятельности гастарбайтеров (низкоквалифицированный и обычно коллективный труд где-нибудь "за забором"), так и сложившаяся за годы практики отдельная социальная инфраструктура - от "собственных чайных" до "подпольных мечетей" на рынках и просто в жилых домах. 

Проблема не является новой или тайной: о ней пишут достаточно давно многие издания. Однако до теракта в метро Санкт-Петербурга, который, напомним, провёл натурализованный российский гражданин узбекской национальности из Киргизии, по жизни делавший суши в кафе под Питером - данная проблема находилась вне фокуса общественного внимания. 

Поскольку джихадистская пропаганда в значительной степени базируется на критике общей "несправедливости" мирового порядка, которую предлагается вылечить террористическими методами - гастарбайтерские сообщества являются достаточно благодарной аудиторией. Они замкнуты, они относительно мало зарабатывают, они на большой процент состоят из молодых, не имеющих образования и семьи мужчин.

В рамках нынешней российской экономической и социальной модели решение проблемы как таковой не представляется возможным. Её можно лишь купировать всё более и более усиленным контролем трудовой миграции и собственно "социальной инфраструктуры гастарбайтеров" в российских городах.