— 26 апреля, 2024 —
 
Войны

Трамп, неоконсерваторы и привлекательная идея новой мировой войны

Без "четвёртой мировой" не закончить мировую историю, по мнению известной политической секты

Последниесобытия на Ближнем Востоке и у береговСеверной Кореи вновь заставили весьмир говорить о возможности третьеймировой. Трамп своей грацией слона впосудной лавке и правда способен былнапугать. И все же эти опасения изначальнобыли напрасны.

То,что мы видели - это, скорее, эмоциональныйкризис 45-го президента, человека,только-только примерившего на себяпрезидентское кресло, и доведенного затри месяца бесконечного давления, атаки откровенных плевков до бешенства. Всеэто слишком понятно. Но! Мировые войныразвязываются не так и не по такимповодам. Они готовятся хладнокровно, втиши кабинетов. Прихотливые узорыпровокаций и интриг плетутся умелымируками, знающими свое дело. Это конечноне значит, что Трампа не могут использовать,подставить и спровоцировать. Могут. Новремя этому, кажется, еще не пришло.

Думается,Трамп еще справится с кризисом – каквнутренним, так и внешним, удержитситуацию, возьмет ее за загривок – так,как он это любит и умеет. Более того –найдет взаимопонимание с Москвой, иначнет, как и обещал, методично осушать,успокоившееся на его счет, «болото». Ивот тогда мир действительно могут ждатьсерьезные и грозные события.

Увы,страхи относительно Третьей мировойдалеко не беспочвенны. Большая война иправда стоит у окон нашего дома. И все,о чем пойдет речь дальше, выглядит, мягкоговоря, далеко не так оптимистично, какэто вступление.

Впрочем,по порядку.

«КонецИстории» начинается...

УзелБлижневосточной войны, которая погрузиласегодня в хаос не только ближневосточныйрегион, но уже и всю Европу, стонущую отисламских беженцев и терроризма, был,как мы помним, завязан в 2003-м г. Бушем-мл.и кликой неоконсерваторов, котораянаходилась в то время у власти. Прологомк войне стали странные и драматическиесобытия 11 сентября 2001г. Но и сама войнаБуша-мл. в Ираке стала лишь продолжениемиракской операции Буша-ст., котораянеоконов не удовлетворила, посколькуне закончилась сноса режима СаддамаХусейна.

Нопланы большой войны на Ближнем Востокенеоконы строили еще раньше. Условнымначалом этой эпической битвы можноназвать публикацию в главном рупоренеоконов, журнале The National Interest, знаменитогоэссе Фрэнсиса Фукуямы «Конец Истории»(1989г.).

Вэссе Фукуямы речь шла в основном обокончательной победе либерализма в«битве идеологий» ХХ века. Однако,главным (и быть может единственным)достоинством этого откровенно слабогосочинения, раскрученного пропагандистскоймашиной неоконов до невероятныхмасштабов, было его название. Важны былиименно эти впечатывающиеся в сознаниеи навязающие на зубах слова: «конецистории». (Не удивительно, что сегодняникто уже не помнит об этом сочинении ничего, кроме названия).

СамФукуяма признавался, что идею «концаистории» заимствовал у А. Кожева, который,в свою очередь, «подобрал» ее у Вл,Соловьева и его «Краткой повести обантихристе». В контексте нашего разговораэтот странный генезис обретает особыйсмысл. Но пока мы лишь констатируем факти подытожим: эпоха, в которой мы сегоднясуществуем, началась в момент деконструкциидвуполярного мира (сноса берлинскойстены) и громогласного объявления о«конце истории».

Следующим,столь же важным для судеб мира моментомстала операция «Буря в пустыне» (1991),подготовленная и проведенная ДикомЧейни, весьма важной персоной в станенеоконов, в то время министром обороныв кабинете Буша. По итогам иракскойоперации, Буш с трибуны ООН провозгласилкурс на построение «нового мировогопорядка», в котором США берет на себяроль глобального лидера.

Ивот, в то время, когда поверженный СССРопутывали путы неолиберализма, боевыеорудия сверхдержавы стали неторопливоповорачиваться на Ближний Восток. Ужев эссе Фукуямы делались прозрачныенамеки на «мусульманский фактор», несовместимый с «победой либеральныхценностей». Всего через два года, другой,близкий неоконам, политолог С. Хантингтон,указывая на Ближневосточный регион,заговорил о возможном и неизбежном«столкновении цивилизаций».

ПрофессорХантингтон (в свое время университетскийучитель Фукуямы) был человеком гораздоболее серьезным, и прекрасно понималзначение для мира религиозного фактора.Разумеется, в момент краха идеологий,«из под вод» должны были подняться болееглубинные смыслы, новая новая мироваявойна могла вспыхнуть на основерелигиозных и цивилизационныхпротиворечий. В ней могли, например,столкнуться исламская, иудео-христианскаяи китайская цивилизации, - так говорилХантингтон, а возможный сценарий такойвойны даже приводил в своей книжке.

Свыходом эссе, а затем и книги Хантингтона,новый бренд неоконов стал входить всилу. Наконец, 11 сентября 2001 г. сознаниемира было ввержено в шок от вида рушащихсяманхэттенских башен. А на фоне этой,словно из голливудского блокбастера,картинки, было громогласно произнесеноимя главного врага человечества:«исламский фундаментализм» и «мировойтерроризм». Этот нехитрый психотерапевтическийприем надежно «кодировал» сознаниемира. А сценарий большой войны на БлижнемВостоке был к этому времени полностьюнаписан.

Ещев 1996-м г. ведущими неоконами (РичардПерл, Дуглас Фейт и Дэвид Вурмсер) быласоздана стратегическая программа подназванием «Бескровный прорыв: Новаястратегия безопасности Святой Земли»,адресатом которого являлся израильскийпремьер Нетаньяху. Проект

предполагалполное изменение политическогопространства Ближнего Востока череззачистку таких стран как Ирак, Египет,Ливия, Йемен. Причем, главным врагомИзраиля признавалась Сирия.

Почемуименно Ирак, Ливия и Сирия были былипризнаны «государствами-террористами»и «главными врагами человечества»,понять не сложно. Именно в этих странахправили в это время светские бааситскиережимы. Идеология социалистическойпартии БААС предполагала созданиемощного пан-арабского государства (илисоюза государств) и собственнойфинансово-экономической системы. И тои другое было, разумеется, абсолютнонеприемлемо как для Израиля, так и дляфинансовой элиты США. Отсюда понятнаяцель будущей войны: слишком самостоятельныережимы должны исчезнуть, а на их местевозникнуть слабые, управляемые извнедемократии. К 2003 г. неоконы (к тому временинадежно опутавшие все ветви власти вВашингтоне), были полностью готовы крешительному удару. В первую очередь «молот демократии» должен был обрушитьсяна баасистские Ирак, Ливию и Сирию.

Дабик,исламский Армагеддон

Дальнейшеемы хорошо помним: победоносная войнаБуша-мл. в Ираке,

тотальныйхаос, в который оказалась ввергнутастрана, рождение «Исламского государства»,вспышки «арабской весны», ввергающиев хаос все новые и новые страны региона,гражданская война в Ливии, Сирии итд.

Война,центральным очагом которой явилсяБлижний Восток, захватила сегоднябольшую часть мира. Все важнейшие игроки- Европа, Россия, Иран, Китай - так илииначе, оказались ввязаны в нее. Наконец,все более тревожной становитсяпропагандистская риторика войны,сползающая в плоскость эсхатологии.

Наиболеепоказателен в этом смысле главныйпропагандистский рупор «Исламскогогосударства», глянцевый журнал «Дабик»,названный так по имени небольшогосирийского селения, у которого, согласнохадисам Пророка Муххамеда, должнасвершится последняя эсхатологическаябитва добра и зла. Мусульмане верят,что, в конце истории, верные Пророкувоины под знаменем последнего имамаМахди встретятся в последней битве сполчищами «крестоносцев» (то есть,европейцев-христиан) и победят их, послечего настанут «последние дни мира».

Именноэто ожидание и подготовка «судного дня»положены в основание идеологии ИГИЛ.Причем транслируется она по всему мируего необычайно продвинутым информационнымаппаратом. Пропагандистский продуктИГИЛ столь совершенен, словно над нимработают лучшие пиар-конторы Мэдисон-авеню.

Понятнои то, чем может быть чревата эта, активнопродвигаемая идеология. Прямоестолкновение исламистов с армиями«белых христиан» в Сирии может бытьвоспринято в исламском мире как начало«последней битвы», что повлечет за собойвзрыв исламского радикализма по всемумиру. Не для того ли Европа и начиняетсясегодня огромным количеством исламскихбеженцев?

Междутем, неоконы с неслабеющим энтузиазмомпродолжают раскручивать маховик«четвертой мировой» (излюбленная имиметафора ближневосточной войны), котораябудет, как они говорят, вестись «допоследнего террориста», и явно несобираются останавливаться на достигнутом.

«Судныйдень» уже сегодня

Риторика«судного дня», библейская, эсхатологическаяподоплека, которая столь явнопросматривается за всеми, разворачивающимисяна наших глазах, событиями, всегда былалюбима неоконами.

Так,провозглашенный ими в момент сносаберлинской стены «конец истории» отсылаллюдей, чутких к религиозной символикек известным местам священных книг. 

Названиеоперации «Буря в пустыне», например, отсылало к библейской книге пророкаДаниила (которую называют такжеветхозаветным апокалипсисом), и содержалоявный посыл религиозным фундаменталистам.Дело в том, что многочисленные американскиеиудео-христианские секты (особенно, вдухе диспернационизма – христианскогосионизма) убеждены, что «решающей битведобра и зла» должно предшествоватьпадение «Вавилона», под которымна тот момент подразумевался Ирак. А«религиозные правые» - серьезная всовременной Америке сила. Именноподдержка «религиозных правых» привелав свое время к власти Рональда Рейгана,для предвыборной компании которогонеоконы мобилизовали тогда целую армиюамериканских проповедников. И именно«религиозные правые» стали тем фоном,на котором в эпоху Рейгана неоконыразвернули «мессианский» пафос борьбыс «империей зла».

Явныйэсхатологический смысл (причем, в разныхтранскрипциях и под разным углом зрения)несли в себе и события 911. А вышедший изих чада и дыма пресловутый ИГИЛ никогдаи не скрывал своих эсхатологическихустремлений.

Всамом образовании ИГИЛ след неоконовпрослеживается довольно отчетливо.«Исламское Государство» возникло изруин и хаоса, в которые обратила Иракамериканская военная операция. Главойэтого салафитского образования сталбывший руководитель одной из ячеекАль-Каеды, более пяти лет проведший вамериканских тюрьмах и неожиданновышедший на свободу в 2009 г. А основу егобоевой организации составили бывшиебойцы и офицеры армии Саддама Хуссейна,будто специально вытесненные из правовогополя страны полностью подконтрольнымнеоконам режимом оккупированного Ирака.

Стоитвспомнить, что и сам ваххабизм (этот«исламский пуританизм», как его называютисследователи), был в свое время вызванк жизни под бдительным присмотроманглийских спецслужб с вполне конкретнойцелью: для борьбы с Османской империей.Позднее, хотя и обретя известнуюсамостоятельность, ваххабизм использовалсядля таких важных мероприятий, каксоздание сил Аль-Каеды в Афганистанедля войны с советской группировкой иборьба с БААС-итскими режимами наБлижневосточном пространстве.

Отметими еще один важный нюанс. ИГИЛ не мог бывозникнуть, а операция в Ираке не моглабы начаться без «грандиозного шухера»,каким стало «событие 911». Некогдапрезиденту Рузвельту для вступленияво Вторую мировую войну потребовалсяПерл-Харбор. Как ни фантастично этозвучит, но о «новом перл-харборе», которыйдолжен «пробудить Америку от либеральногосна» неоконы заговорили еще в конце2000г. Слова эти содержались в докладе«Перестройка обороны Америки»,подготовленном ведущим аналитическимцентром неоконов PNAC («Проект для новогоамериканского века»). Обращаясь ктогдашнему президенту США Биллу Клинтону,неоконы сетовали на недостаток решимостиСША запустить множество войн по всемумиру в тот благоприятный момент, когдаСоветский Союз повержен, и предупреждалиоб «ужасных последствиях» такогопромедления. Если мы не начнем сегодня,завтра может случится «катастрофа,сравнимая с Перл-Харбором» – писалиавторы доклада.

Клинтонпроигнорировал этот наезд. А всего годспустя, когда Белый Дом, Пентагон и ЦРУуже полностью находились в рукахнеоконсервативной клики, чаемый«перл-харбор», наконец, грянул, и трубы«ангелов апокалипсиса» зазвучали вполный голос.

Когдаже из последствий «события 911» вылупилсяпышущий жаром «дракон ИГИЛ»,всяпредшествующая драма «конца истории»обрела законченные черты, а в ееперспективе возник устойчивый образ«последней битвы».

Такс помощью нескольких громогласныхпропагандистских акций неоконами былааккумулирована психическая энергия,достаточная для начала «эсхатологическойбитвы добра и зла» на всем Ближневосточномпространстве.

Нотеперь настало время обратиться к самимнеоконам. Что же это за персонажи такие?Что происходит у них в мозгах? Чего они,в конце концов, добиваются?

«Мироваяреволюция» без конца…

Отцами-основателяминеоконсерватизма были Макс Шахтман иИрвинг Кристолл, в свое время одни излидеров американского IVтроцкистскогоинтернационала. Будучи официальнымпредставителем Троцкого в США, Шахтманвыполнял многие его поручения, однако,на рубеже 1939-1940гг., напуганный сближениемГермании с СССР, Шахтман и его группастали отходить от троцкизма и оказыватьявные знаки внимания традиционнойамериканской власти. Спецслужбы инекоторые слои американкой элиты срадостью приняли перевоспитывающихсятроцкистов, и к началу 70-х гг. быстроформирующаяся секта неоконов оказаласьв команде сенатора-демократа ГенриДжексона, где приняла активное участиев холодной войне с СССР.

Именнотогда ими было впервые опробовано оружиеэкономических санкций против СССР(принятие поправки Джексона-Вэника).Вскоре, перекочевав в команду республиканцаРональда Рейгана, неоконы занялисьпереформатированием традиционнойамериканской «реалполитик» в идейнуюмессианскую войну с «империей зла».

Нокакова же их конечная цель? Едва ли мыошибемся, если скажем: эта цель – мироваявласть, путь к к которой лежит черезполномасштабную войну цивилизаций.

Развязатьбольшую войну на Ближнем Востоке, азатем, постепенно расширяя зону«конструктивного хаоса» (термин "отца неоконсерватизма" ЛеоШтрауса), довести ее до планетарногомасштаба. Добиться же этого всегоудобнее, используя религиозный фактор.Ведь сценарии «последней войны» написанына страницах священных книг.

Итак:вызвать и выпустить наружу спящие вчеловеке иррациональные силы, втянутьв глобальное противостояние фундаментальныерелигии с их мощным эсхатологическимбэкграундом, столкнуть их в «последнейэсхатологической битве»; создатьглобальный хаос, в котором европейская,китайская и исламская цивилизациипредельно ослабят друг друга, и, оседлавэтот хаос, прийти и овладеть тем, чтоостанется от мира. То есть, установитьнад ним тот самый «новый мировой порядок»,необходимость которого с трибуны ООНпровозгласил Буш-ст. после победоносногозавершения «Бури в пустыне», –замечательный в своей цельности изаконченности сценарий.

Кажется,что подобные планы может лелеять толькобезумец. Но кто сказал, что неоконынормальны? Вся история неоконсерватизмаговорит нам о том, что мы имеем дело скрайне опасной политической сектойфанатиков, руководствующихся весьмасвоеобразным видением мира.

Заключение

Итак,нам осталось сказать о том, что можетожидать мир в ближайшее время. Но преждевернемся к Трампу. Вероятно, в случаеприхода к власти Хилари Клинтон, явнойкреатуры неоконов, вышеописанныйсценарий незамедлительно был бы приведенв действие. Бомбежка Сирии и СевернойКореи, наземная операция в Сирийскойпустыне и последующий взрыв исламскогорадикализма по всему миру – стали быне виртуальной, как сегодня, а совершеннореальной, уже сегодняшней реальностью.

НоТрамп - явно не тот человек, которыйдобровольно будет играть по написаннымнеоконами партитурам. Есть, конечно,слабое место и у него. Это – его зятьДжаред Кушнер, тесно связанный с движениемхасидов, и имеющий большое на Трампавлияние. Секта хасидов – радикальноенаправление в иудаизме, фанатики, градусбезумия которых вполне соответствуетградусу безумия самих неоконов. Совпадаютв целом и их цели. Однако, этому лагерюв окружении Трампа противостоит лагерьтрадиционных американских националистовво главе с Бэнноном. И есть надежда, чтоони в конечном счете, окажутся сильнее.

Всущности, Трамп и Россия выступаютсегодня как защитники традиционнойевропейской цивилизации, играя в Сирииту же роль, которую в 12 веке играликрестоносцы, ведя свою священную войнус Салладином. Столь же благородна и ихцель: удержать мир от сползания в хаоси не допустить его срыва в Апокалипсис.

Однако,все вышесказанное – красноречивоесвидетельство и того, до какой же степенибезумия дошел современный мир, еслифанатики и маньяки не просто разгуливаютна свободе, но опутав своими сетямиполитическую машину самой сильнойстраны мира, фактически, находятся у ееруля… Нам же остается надеяться на тудолю благоразумия, которую мир все-такиеще сохраняет, и на возможный консенсусТрампа и России по Сирии. Консенсус,опираясь на который, Трамп мог бы,наконец, заняться большой чисткой усебя дома, разорить гнездо неоконов вВашингтоне, и препроводить эту кликутуда, где она и должна по совестинаходиться - в тюрьму или благоустроенныепалаты сумасшедшего дома.