— 20 апреля, 2024 —
 
Общество

О необходимости отпустить русскую историю

Почему актуальные новости из жизни М. Кшесинской и В.И. Ленина - это всегда плохие новости

Уважаемыечитатели!

Вот парасегодняшних горячих новостей.

Как рассказалпо телевизору миллионам зрителей главаОтдела внешних церковных связей РусскойПравославной Церкви митрополит Илларион,фильм «Матильда» начинается с недопустимойпохабной сцены: во время выступлениятанцовщицы М. Кшесинской с неё сваливаетсялифчик и она танцует с голой грудью,возбуждая этим цесаревича. Митрополитрезко высказался против кинофильма.

Как сообщили, всвою очередь, деятели культуры АллаПугачёва, Анита Цой и Татьяна Буланова,пришла уже наконец пора похоронить В.И.Ленина.

...В свете этихновостей, уважаемые читатели, имеетсмысл поговорить об одной нашей большойпроблеме.

Она состоит втом, что у нас в стране история работаетне по специальности.

Эту мысльнеобходимо пояснить.

История — это,безусловно, важнейшая часть человеческойкультуры. Она важна как дневник народа,государства и любого общественного илигосударственного института (каждомубывает полезно заглянуть в неё иприпомнить, какие действия в прошлом кчему привели). Она важна как хранилищемифов (в хорошемсмысле слова мифов — то естьконцентрированного опыта и моделейповедения). Она, наконец, - отличный фондля развлекательнойиндустрии.

Единственнаяработа, для которой история совершенноне годится — это выполнение обязанностейзлободневности.

Совершеннонормально, когда решения и конфликтыдня сегодняшнего подбрасывают пластывремени — и из прошлого знающие людидостают более или менее точные аналогии.

Совершенно нормально, когда знающие люди пишут книги и снимают для заинтересованных граждан научно-популярные фильмы о Древней Руси, о крепостном праве, о Чесменском сражении, о революции и о Гражданской войне.

И совершенноненормально, когда решения и конфликты,участники которых мертвы уже давно, ужеотделены от нас несколькими поколениями,— производят из себя повестку иинформационные поводы. И создаютметастазы давно прошедших себя внастоящем.

Разумеется,уважаемые читатели, легко объяснить,почему история работает у нас не поспециальности. Потому что современномуроссийскому медиаклассу (а он включаетв себя в принципе всех создателейинформационной повестки, в чинах и без,творческих работников и просто начитанныхфейсбук-активистов, и так далее, и томуподобное) из всех видов растопкивнутрироссийских дискуссий представляетсянаиболее безопасным горючим именнопрошлое.

Внутрироссийскиеконфликты дня сегодняшнего — экономические,этнические, управленческие, социальные— по определению рискованнее, посколькув них куча действующих персонажей изаинтересованных сторон, и все они живы,и попытки разобраться в них зачастуюприводят к серьёзным последствиям.

Мёртвые жеперсонажи отгремевших событий, во-первых,безответны. А во-вторых — не нагружаютникакой ответственностью.

И именно поэтому,возможно, баталии далёкого прошлогораз за разом воскрешаются, чтобыувлечённые граждане могли беспрепятственносбросить напряжение, и не вставаяпомчаться в какую-нибудь вековой давностиатаку, и взять/отстоять по сотому разукакой-нибудь исторический бастион.

Тут, разумеется,есть некоторая общественная польза.Как-никак, сражения современников,например, воображающих себя красными,с гражданами, воображающими себя белыми,- проводятся с помощью воображаемыхже шашек и фантомной конницы. То естьв них никто не гибнет.

Но есть одно«но».

У былого вкачестве злобы дня имеется также большойжирный минус. В таком, искусственнораспиаренном виде — оно туманитвосприятие дня нынешнего, действительнойсовременности, того, что происходитпрямо сейчас.

Подчеркну: внынешнем своём виде околоисторическиебитвы — вовсе не перекидывают мостикот прошлого к настоящему и не помогаютразглядеть будущее. Нет, они просторасселись посреди настоящего и играютв казаков-разбойников. Искусственноактуализируют расколы прошлого. И, чтосовсем недопустимо, - норовят маркироватьныне живущих по признаку «за кого тывиртуально воюешь сегодня в конфликтестолетней давности».

В известномсмысле поп-история играет у нас ту жероль, что права меньшинств в западныхстранах: там они выполняют роль«эрзац-борьбы за справедливость». У насэрзац-борьба сосредоточена насправедливости исторической.

При этом сегоднямы уже точно знаем, что даже официальноепокаяние за какое-нибудь событие прошлогонеснижает накала разоблачений, аофициальное проклятие какой-нибудьчасти прошлого не приносит, как нистранно, никакогопроцветания.

...Есть мнение,что историю пора отпустить с этойнеблагодарной работы и позволить ей заняться своими прямыми задачами (см. выше).

Или стоит, по крайнеймере, уравновесить исторические "баттлы" трезвым взглядомна Россию нынешнюю. Ту, в которой мы живём. И в которой имеются,наряду с нефтью и газом, развитыми ВПК,атомной и космической отраслями, такжедовольно проблемное производство,резкий перепад между богатыми и бедными,террористическое подполье, демографическиепроблемы, съёживающаяся «социалка»,неприятные тенденции в образовании,здравоохранении и науке.

Если бы этимпроблемам и задачам уделялось бы наосновных медиа-площадках хотя бы столькоже времени, сколько судьбам давно умершихбалерины и председателя Совнаркома —образ сегодняшней России был бы кудачётче в глазах её граждан.

А сам поискрешений этих проблем и обсуждение этихрешений — сформировали бы естественнымпутём и тот образ будущего, на отсутствиекоторого у нас так принято жаловаться.