— 19 апреля, 2024 —
 
Общество

Бессмертный полк: откуда такие цифры

В шествии Бессмертного полка приняли участие куда больше людей, чем годом ранее

В Москве, несмотря на самые неблагоприятные с 1945 года погодные условия (собственно в день капитуляции Германии в нашей столице было так же холодно, как вчера), в шествии Бессмертного полка приняли участие, по данным МВД, 850 тысяч человек.

Это на 150 тысяч граждан больше, чем в прошлом году.

700 тысяч вышли на улицы г. Санкт-Петербурга, 150 тысяч - в городах Ленинградской области.

В Сибири в Бессмертном полке шли 780 тысяч человек - на 325 тысяч больше, чем в 2016-м.

В Уральском ФО число граждан-участников акции выросло вчетверо (600 тысяч против 150 в прошлом году).

В Дальневосточном ФО акцию провели 285 тысяч человек - на 170 тысяч больше, чем ранее.

Данная цифра представляет собой особенный интерес на фоне активно публиковавшихся перед 9 мая исследований и заявлений о том, что российские граждане "теряют интерес к акции".

Так, три дня назад радиостанция "Эхо Москвы" сообщала: "«Левада-центр» фиксирует резкое снижение желающих принять участие в акции «Бессмертный полк»По данным исследования, в шествии 9 мая собираются участвовать 26% опрошенных. В прошлом году «Левада центр» зафиксировал, что в акции хотели бы, в той или иной мере, участвовать 67%."  

Таким образом, рекордные цифры нынешнего года надо как-то объяснять.

В частности, ожидаемо поступают сообщения, что на Бессмертный полк в этом году в различных регионах "собирали по разнарядке".

Мы не исключаем, что подобная дурная инициатива на местах действительно могла иметь место (дурная - потому что всякая разнарядка выхолащивает смысл народной акции, могла - потому что в последнее время над данной акцией действительно развелось что-то многовато разнообразного начальства). 

Тем не менее мы доверяем своим глазам и полагаем, что главная причина роста участия граждан в шествии совершенно иная. Бессмертный полк просто стал частью собственной, персональной жизни граждан, частью нашей самоидентификации. Пронести в День Победы по улице портрет родственника, которому ты, в числе других солдат Великой Отечественной, обязан своим существованием - рассматривается как естественное поведение. Столь же естественное, как "родительские субботы", отмечаемые активно в том числе и неверующими, или другие праздники, входящие в "русский годовой цикл".

Это лишний раз подтверждает высказанную нами ранее идею, что 9 мая перестал с некоторых пор быть "праздником с сединой на висках" и перешёл из разряда "праздников-дат" в разряд "вечных праздников", которым не грозит исчезнуть вместе с последними ветеранами (а именно на таком "постепенном затухании" Дня Победы настаивали до недавнего времени лица, по каким-то своим причинам возражающие против этого торжества).

В последнее время большую популярность в узких кругах этих лиц приобрёл термин "победобесие", которым обозначают пошлое, по мнению лиц, приписывание нынешним народом себе заслуг предков и нежелание народа "смотреть на историю объективно".

Следует констатировать, что данный термин становится маркером. То есть: если вы услышите от кого-либо про "победобесие", то можете не сомневаться, что услышите также про "86% зомбированного быдла". Части обитателей русского медиапространства свойственна в принципе аллергия на большинство русских граждан и на все его проявления.

И когда большинство граждан отмечает один из главных своих праздников, своего рода светский аналог Пасхи, торжество жизни над смертью - меньшинству от этого плохо. 

Но и к этому все уже привыкли.