— 29 мара, 2024 —
 
Общество

На полный запрет мобильников в сибирской школе

В одной из школ сибирского города ученикам полностью запретили пользоваться мобильными устройствами

14.05.2017

В одной из школ сибирского города ученикам полностью запретили пользоваться мобильными устройствами. 

Против: Алексей Федореев

Эта новость вызвала настолько бурный резонанс, что лично мне даже стало немного страшно. 

Как-то очень давно, в глубокой юности, мне пришлось силой забирать у друга дозу героина, чтобы выкинуть ее от греха подальше. Силы-то у меня хватило, а вот характера, видимо, не очень: человек выглядел настолько потерянным, что проклятый пакетик пришлось отдать. До сих пор каюсь, хотя надо отметить, что в итоге этот друг остепенился и сейчас – вполне респектабельный гражданин. Так вот сегодня, слушая, как на местных радиоканалах молодежь несколько истерически утверждает, что детей лишают свободы, я вспоминал этого своего друга. Правда, справедливости ради, отмечу, что взрослые радиослушатели вполне поддержали решение руководства школы. Я же позволил себе не согласиться.

Школа в данном случае решила прогуляться по тем же граблям, на которые периодически наступают наши законодатели. Запрет всегда кажется более эффективным вариантом, чем попытка организовать всё по уму. Беда в том, что запрет процесса, разбуженного временем – почти всегда попытка перегородить реку. Оно, конечно, можно, но только в том случае, если ты намерен энергию реки использовать в собственных целях, не заставляя ее изменить свой путь. Нормативный же запрет – не использование энергии, а желание полностью остановить течение, которое в подавляющем большинстве случаев ведет не к самым хорошим последствиям: вода рано или поздно перехлестнет через дамбу, сметая все на своем пути. Не буду останавливаться на перечислении прецедентов-иллюстраций.

В чем суть мобильной связи для людей? Впрочем, само слово «связь» уже говорит само за себя. Да, какая-то часть пользуется исключительно игровыми возможностями телефонов и планшетов, но позволю себе утверждать, что основная масса все-таки выбирает общение. Даже гипнотизирующие школьников игры зачастую важны не сами по себе, а в сетевом исполнении. Хочется ведь услышать в свой адрес проклятия побежденных, оценки поклонников, и понимания, что ты победил не железяку, а живого человека. Я уж молчу про социальные сети и специальные олимпийские дисциплины по мерянию лайками и репостами. Человек, как говорил еще Аристотель, существо коллективное и вне общества просто не существует. Обратим внимание: на что, кроме уничтожения себе подобных, использовались эпохальные изобретения во все времена? Колесо, стремена, голубиная почта, парусные корабли, автомобиль, радио, телеграф, телевидение, телефон, в конце концов. Для вовлечения в структурированный коллектив все большего количества людей, поскольку все эти изобретения ускоряли сообщение, вербальное ли, грузовое ли – неважно.

В этом разрезе зарождающаяся тенденция к запрету на использование мобильных устройств – есть строительство герметичной дамбы где-нибудь на Енисее. Чего бы этот запрет ни касался: использования ли телефона на экзамене, регистрации несовершеннолетнего в социальных сетях или аналога «великого китайского файервола». 

Однако хуже всего то, что подобные запреты являются неосознанной попыткой отказа от пути развития человеческой мысли, который начинается с постоянного доступа в сеть. Интернет – инструмент, который умопомрачительным скачком расширил память человека. Зачем быть ходячей энциклопедией и мучительно пытаться что-то вспомнить, если можно нажать пару кнопок и прочитать готовый текст? Соответственно, смартфон – инструмент, который сделал ненужными усилия человека по работе со своей памятью. Как до него автомобиль сделал ненужными усилия ног по преодолению многосоткилометровых расстояний. Впрочем, об этом уже говорили сотни умных людей, поэтому продолжать не буду. Я о другом.

Представьте, что на заре самолетостроения государство, оценив десяток-другой аварий, решило бы, что крылья – штука опасная и от греха подальше запретило их вовсе. Думаю, что к данному моменту человечество ушло бы не дальше 1900-х. Зачем наступать на те же грабли? Да и не только о запрете речь: прогресс дал в руки каждому инструмент, наделяющий (при желании этого каждого) его интеллект чудовищной мощью. Еще полвека назад человеку, решающему умственную задачу, приходилось держать под рукой десятки, а то и сотни томов.

Мыслительная конструкция всегда опирается на уже свершенные открытия, однако каждый шаг по ее строительству требует все новых и новых выводов. Либо их нужно делать самому, либо искать в архиве. Это часы и дни в пыльных библиотеках, причем с непредсказуемым результатом. Зачем все это, если в руках – смартфон с доступом в сеть и отшлифованным методом поиска? Тогда усилия можно сосредоточить на усложнении конструкции, не так ли? Или наращиванию ее высоты – ведь фиксировать и удерживать собственные выводы в узлах мыслеконструкции с помощью электроники куда проще, чем без нее. Да много чего можно с таким-то помощником. Вместо этого 95% людей используют смартфон в лучшем случае для общения в разных формах. Не понимая, что даже общение само по себе уже увеличивает возможности интеллекта (подсказку «Звонок другу», уверен, помнят все).

Да, мы не разрешаем садиться несовершеннолетним за руль, но кто говорит о запрете обучать их вождению? Школа, исключая мобильник из учебного процесса, уподобляется абстрактному государству, которое, чтобы нивелировать локальную опасность, уничтожает ветку прогресса в целом. Если планшеты и смартфоны – инструмент, так давайте будем учиться ими пользоваться с умом.

Вместо запрета не пора ли ввести в школьную программу дисциплину «Смартфон как инструмент интеллекта»? Ведь это не только бездонная память – это вычислительная мощь, не снившаяся самым продвинутым компьютерам 1960-80 гг. Это любая карта любой местности планеты, это спутниковая навигация, это таблицы статистики с соответствующими выводами без сотен исписанных страниц и годов наблюдения, это холст художника, который всегда под рукой, это универсальный измеритель чего угодно и конвертер этого чего в любую другую цифру… В общем, все в курсе, перечислять не буду.

Уверен, что перспектива освободить мысль от груза стандартизированных и поддающихся оцифровке задач, привела бы любого Гегеля в восторг. Как и круизный лайнер очаровал бы Колумба, и вместе с Америкой он открыл бы заодно и Австралию с Новой Зеландией.

А запрещать мобильник на экзамене, готовя школьника к реальной жизни, примерно также полезно, как учить его добывать огонь полинезийским методом. Знать не помешает, но в реальной жизни в границах цивилизации не поможет никак.


Скорее за: Виктор Мараховский

К сказанному ув. автором необходимо добавить одно рассуждение. Безусловно, изобретение автомобиля значительно ускорило человека, а экскаватор, подъёмный кран и трактор значительно его усилили. Однако по меньшей мере неосмотрительными были бы такие меры, как:

1) Отмена уроков физкультуры в школах

2) Отмена спортивных соревнований

3) Отмена стандартов физического развития.

По одной простой причине: человек всё же в первую очередь является собой и лишь во вторую - инструментами, которыми пользуется. Никакого смысла нет приезжать на автомобиле туда, где задыхающийся от жира или вялый от отсутствия физического развития гражданин не сможет ни побоксировать вволю, ни поработать, ни навести красоту. 

С такими инструментами как смартфоны всё ещё затейливее. Разумеется, телефоны предоставляют гражданам, в том числе юным, неисчерпаемую искусственную память. Но в отсутствие собственных знаний - хотя бы общих, но системных - граждане просто не будут знать, что им вспоминать. 

Поэтому личному запоминанию правил, иерархий явлений и проч. до сих пор нет альтернативы.

И поэтому сам по себе запрет на пользование смартфонами в учебное время является пусть тяжёлым и неудобным, но скорее всего безальтернативным будущим всех заведений, где детей действительно намерены учить думать, а не просто "приспосабливаться и осваивать технологии".

Нельзя, однако, не присоединиться к последней идее ув. Алексея: безусловно, курс прикладной полезной работы со смартфонами нужен.

Только читать его скорее должны дети взрослым, чем наоборот.