— 25 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

Пираты напали на деньги Ходорковского. Революция в России в опасности

Группа бывших миноритарных акционеров ЮКОСа, владевшая на момент ликвидации около 10% ее акционерного капитала, предъявила в суде Нидерландов исковые требования к бывшим руководителям ЮКОСа

Группабывших миноритарных акционеров ЮКОСа,владевшая на момент ликвидации около10% ее акционерного капитала, предъявилав суде Нидерландов исковые требованияк бывшим руководителям ЮКОСа, гражданамСША, Стивену Тиди, Дэвиду Годфри, а такжеиным директорам Stichting AdministratiekantoorFinancial Performance Holdings (SAFPH, контролируетденежные средства от реализациизарубежных активов ЮКОСа). Заявителиоспаривают план распределения денежныхсредств от реализации зарубежных активовЮКОСа. Они жалуются на допущенныедиректорами многочисленные нарушения,включая бесконтрольное расходованиеденежных средств, подлежащих распределениюбывшим акционерам компании. Заявителиутверждают, что эти действия ущемляютправа миноритарных акционеров ЮКОСа,поскольку подавляющая часть средствнаправляется в пользу компаний, прямоконтролируемых группой GML - бывшиймажоритарный акционер ЮКОСа.

По состоянию на19 июня 2002 года акционерный капитал GMLбыл распределён следующим образом:

  • Ходорковский М. Б. — 9,5 % акций;

  • Брудно М. Б. — 7 % акций;

  • Лебедев П. Л. — 7 % акций;

  • Дубов В. М. — 7 % акций;

  • Невзлин Л. Б. — 8 % акций;

  • Шахновский В. С. — 7 % акций;

  • «Special Trust Arrangement» — 50 % акций;

  • Другие — 4,5 % акций.

Единственнымбенефициаром трастового фонда «SpecialTrust Arrangement» по состоянию на 19 июня 2002года являлся Михаил Ходорковский.

Миноритарныеакционеры ЮКОСа наняли международнуююридическую фирму Jones Day и ведущуюроссийскую юридическую фирму «ПепеляевГрупп». Обе фирмы заявили, что предлагаемаяSAFPH схема распределения резко расходитсяс принципами российского и голландскогокорпоративного права.

Какследует из информации, раскрытой в судахСША, директора SAFPH получают платежи вразмере 10% от перечисляемых группе GMLденежных средств, «что заведомо ставитпод сомнение их непредвзятость ивозможность действовать в интересахвсех бывших миноритарных акционеровЮКОСа. Истцы призывают присоединитьсяк их требованиям других бывших миноритарныхакционеров ЮКОСа, вне зависимости отих местонахождения.

Нучто здесь можно сказать. Российскиеолигархи и их высший менеджмент редколюбили миноритариев. Прибыль частовыводилась из дочерних компаний спомощью трансфертных цен, а коэффициентыобмена бумаг дочерних компаний на акциисамих холдингов далеко не всегда былисправедливыми. Были времена, когда назаводах специально не платили зарплату,чтобы заставить рабочих продать своибумаги будущему олигарху за бесценок.Люди с годами очень редко меняются. Такчто, в данной истории нет ничегоудивительного.

Нои сами нынешние миноритарии Юкоса вбольшинстве своем люди рисковые, которыехорошо знали, на что идут. Если хотите— финансовые пираты. Дело Юкоса шлоочень долго, и нормальные, консервативныеинвесторы, покупавшие российские фишки,имели очень длительную возможностьпродать свои бумаги по приемлемым ценам.Более того, они были просто обязанысделать это по всем правилам финансовогои риск-менеджмента. В результате насамом дне акции Юкоса покупали финансисты,которые вкладывали деньги, которые нежалко.

Чёртзнает, на что они рассчитывали. На то,что в России произойдет революция иХодорковский станет президентом. Илина то, что им действительно перепадетчто-то при банкротстве опальной компании.Говорят, кто-то верил, что в последниймомент остатки Юкоса будут проданыРоснефти. И государственный нефтянойгигант предложит выкуп их акций. Бралибумаги они за бесценок, любой выкуп ихозолотил бы.

Так или иначе, уХодорковского и его бизнес-партеровпоявилась новая головная боль, шансына победу в суде у миноритариев есть.Может, и денег, выделяемых на революционнуюдеятельность в России, у беглого олигархапоубавиться.

Так что не сильноудивлюсь, если скоро кто-нибудь напишет,что за миноритариями Юкоса стоят русскиехакеры или напрямую рука Кремля.