— 20 апреля, 2024 —
 
Общество

О репатриации в Россию из Израиля

Почему вернуться из Израиля в Россию могут только молодые люди

Я переехална постоянное жительство в Израиль в1993 году. В те годы дальние, глухие мнеказалось, что продолжать жить в Россиинет смысла. В то же время в Израилеразворачивались многообещающие процессы,которые должны были закончиться полнымурегулированием отношений страны сгеополитическим окружением и еепревращением в нормальное, по мировыммеркам, либеральное и демократическоегосударство.

Я читалтогда много внезапно появившейся напросторах бывшего СССР литературы про"халуцим" – первостроителейИзраиля, про то, как евреи строили изащищали эту страну, и мне захотелосьпримкнуть к симпатичному национальномупроекту, раз уж с коммунизмом в СССРничего не получилось. Период с 1992 по1995 год был единственным, как я сейчаспонимаю, участком времени на историческойоси, когда Израиль как место жительстваимел для меня преимущество перед Россиейкак место проживания.

Впоследствииоказалось, что очень многие моипредставления об Израиле были иллюзорными,и прежде всего образ страны, которуюевреи построили своими руками. Пресловутый"еврейский труд" изначально взначительной степени являлся мифом,потемкинской деревней, хотя и потемкинскуюдеревню приходится строить. То есть еврейский труд был, конечно - но одновременно Израиль построен рукамиарабских рабочих, от труда которыхизначально никто не собирался отказываться.Именно поэтому в Израиле в1948 году осталось 20-процентное арабскоенаселение. Сейчас вИзраиле, помимо арабских рабочих,трудятся и сотни тысяч иностранныхгастарбайтеров – обладателей различныхстатусов, в том числе десятки тысячграждан Украины и Грузии.

Неправильноя оценивал и религиозную часть жизни. Иудаизм диаспорыи иудаизм как государственая религияв Израиле – это две совершенно разныесистемы. Иудаизм, оказавшийся в Израилепредоставленным сам себе, очень быстровернулся к толкованиямМаймонида, позаимствованным из исламскихфатв начала второго тысячелетия нашейэры, и страдает выраженным комплексом превосходства. Я ходил вбейт-мидраш (вечерний религиозныйсеминар) и слышал там очень интересныевещи, так что с темой знаком.

Несмотряна всё это, я чувствовал себя в Израилехорошо. Мне и сейчас тут неплохо в бытовомплане. Я могу жить здесь дальше и умереть.Я прожил в этой стране 24 года, почти всёэто время работал, платил налоги и взносыв Институт национального страхования.У меня есть друзья среди арабов ипредставителей восточных еврейскихобщин, мне нравится израильская еда,совершенно не напрягает ментальностьизраильтян. Она именно такая, какойдолжна быть у людей, живущих в этомрегионе земного шара.

Но я самникогда не хотел отказываться от своейрусскости, не менял имя, как делалимногие, и считал себя двоевером – какиудеем, так и православным христианином. 

Между темситуация в России начинала меняться,но я не придавал этому особого значения.Всё изменил 2014 год. Русская весна. Явнезапно и очень остро почувствовал,что являюсь прежде всего русским, и всеостальные составные части моейсамоидентификации малозначимы посравнению с этим фактом. Я работал впроектах, ставящих своей целью поддержкуДонбасса и противодействие русофобиив ивритоязычной и русскоязычнойизраильской прессе. Мне пришлосьуволиться с новостного сайта, руководимогорусофобами.

Мы живемв эпоху свободы выбора. Каждый жительРоссии и любой другой страны постсоветскогопространства может при желании поменятьстрану проживания. Такой ситуации небыло в прошлом веке. Многие люди, которыхтяготила их русскость, наконец смоглиуехать в Израиль, уехать за океан,примкнуть к украинскому проектуполитической нации, основанному наотторжении всего русского. Я не хочуосуждать людей, сделавших такой выбор.У каждого из них свои причины. Но я хочу,чтобы мой ребенок, ходящий сейчас вшколу, вырос преимущественно в полерусской, а не иудейской культуры.Иудейская культура может существоватьи процветать где угодно, для этого ейнужна только община и Книга Книг. Русскаякультура живет только в России, с еепочвой и климатом. Трудно объяснитьПушкина человеку, выросшему под пальмами.

Русскостьне определяется языком. Очень многиерусофобы в Израиле прекрасно изъясняютсяпо-русски, но русскими не являются. Естьбольшой спектр вариантов русскости,как и любой другой национальнойидентичности, но есть и границы. Так,человек, восхваляющий Холокост иутверждающий, что "Гитлер был прав",вряд ли может быть евреем. Человек,радующийся убийствам русских людей иподдерживающий государство, убивающеерусских на Донбассе и русскую культуруна всей остальной своей территории,вряд ли может быть русским, дажеальтернативным русским в самом широкомпонимании. А таких особей очень многои в Израиле, и в других странах русскогозарубежья. Нет никакого смысла приглашатьих в российский культурный центр писатьтотальный диктант – более русскими ониот этого не станут.

Русскостьопределяется совсем другими критериями,меняющимися от эпохи к эпохе. Сейчасотличным индикатором для меня являются (например) песни барда Игоря Растеряева. Тот, комуони нравятся, скорее всего русский. Авот тот, кому не нравится Растеряев, вряд ли.

Итак, японял, что я русский, несмотря на своиеврейские корни. Россия – страна русских,и русские должны жить в России. Однакокогда я начал просчитывать практическиеварианты переезда в Россию, я открылдля себя странный факт.

Любойроссиянин, имеющий право на возвращение,имеет возможность в любом возрастерепатриироваться в Израиль и последостижения российского пенсионноговозраста, составляющего 60 лет для мужчини 55 лет для женщин, начать получатьроссийскую пенсию, если он успелпроработать в России установленноеколичество лет. В то же время израильтянинможет начать получать в России израильскуюпенсию только в следующих случаях:

-Он дожилдо израильского пенсионного возраста,равного 67 годам для мужчин и 62 годам(скоро он будет поднят до 64 лет) дляженщин.

-Он отработалв Израиле не менее 10 лет.

-Он прожилв Израиле не менее 30 лет.

-Он былзастрахован в Институте национальногострахования в течение 144 месяцев, включая12 месяцев, непосредственно предшествовавшихнаступлению пенсионного возраста.

В случаенеисполнения одного из этих пунктовпенсия человеку выплачиваться не будет.

Ссылка-https://www.btl.gov.il/Russian...

Этоозначает, что у бывшего россиянина,проживающего в Израиле, нет реальнойвозможности уехать на постоянноежительство в Россию раньше 67 лет. Всеего пенсионные накопления за исключениемтех, что находятся в частных страховыхфондах, в этом случае пропадают. Поэтомууезжают из Израиля в Россию толькомолодые люди, у которых есть возможностьзаработать себе пенсию в России, икоторым не обидно терять те права,которые они успели накопить в Израилеза несколько проведенных здесь лет.

Такаяситуация особенно удивительна, еслиучесть, что Россия уже в ближайшее времянамерена начать выплачивать пенсиибывшим гражданам СССР, выехавшим вИзраиль до распада Советского Союза иподписавшим при этом письменноеобязательство не иметь никакихматериальных претензий к стране исходав будущем. Сейчас люди, пробивающие этотвопрос, утверждают, что такое обязательствобыло "вынужденным" и "незаконновыбитым" у них. Даже если это так,непонятно, почему соглашения по социальнымвопросам, заключаемые между Россией иИзраилем, носят настолько одностороннийхарактер, учитывающий только интересытех, кто переехал или намерен переехатьиз России или СССР в Израиль и полностьюигнорирующий интересы тех, кто переезжаетили собирается переехать на постоянноежительство из Израиля в Россию.

Этойситуации можно было очень просто избежатьдаже не меняя невыгодные для бывших ибудущих россиян особенности израильскойсистемы социального страхования. Дляэтого надо было поставить условиемначала выплат пенсий бывшим советскимгражданам в Израиле заключение взаимнойразвернутой конвенции по социальнойзащите между Израилем и Россией,аналогичной конвенциям, подписаннымИзраилем с целым рядом других стран.

Ссылка-https://www.btl.gov.il/Russian...

У гражданШвеции, Великобритании, Франции илиГермании не возникает таких проблем ссистемой социального страхованияИзраиля, как у россиян. Они в любой моментмогут переехать из своих стран в Израильи обратно, при этом заработанные имиправа в системе социального страхованиясуммируются.

"ПримерА ЖительницаФранции, которая работала в Израиле, вмомент, когда ей исполнилось 60 лет,подала заявление в Ведомство национальногострахования Израиля на пособие постарости, в соответствии с Конвенцией,подписанной Израилем и Францией.Периодстрахования:Она была застрахована в Израиле в течение102 месяцев, а во Франции – в течение 348месяцев. Поскольку ее страховой периодв Израиле не дает ей право на получениепособия, в рамках Конвенции существуетвозможность объединить страховойпериод, набранный ею во Франции, состраховым периодом, набранным в Израиле,что составит в общем 450 месяцев.Правона пособие:Женщина будет иметь право получать отВедомства национального страхованияИзраиля частичное пособие в размере102/450 от полной суммы ее пособия постарости (с учетом стажа работы), аостальную часть ей будет выплачиватьслужба социального страхования Франции."

Ссылка-https://www.btl.gov.il/Russian...

Что мешалоРоссии заключить с Израилем аналогичнуюконвенцию? Честно говоря, я не знаю.Израиль очень заинтересован в получениироссийских пенсий для своих граждан, иРоссия могла бы, если бы хотела, заключитьименно такое соглашение. Но это намерениене было даже заявлено. Я полагаю, чтопричина проста – никто из официальныхлиц в России, занимавшийся даннымивопросами, просто не подумал об интересахбывших израильтян, собирающихся переехатьв Россию. Не хочу развивать здесь своюмысль и фантазировать о том, почему такпроизошло. Читатель может додумать этоза меня.

Некотороевремя назад я написал статью "Жить вРоссии на израильскую пенсию".

Ссылка- http://www.proza.ru/2016/06/10...

В ней яобосновал целесообразность переселениябывших израильтян-пенсионеров напостоянное жительство в Россию, причемречь идет не только о русскоязычныхизраильтянах. Однако надо подумать и олюдях, не достигших в Израиле пенсионноговозраста, но не собирающихся отказыватьсяот накопленных в стране проживаниясоциальных прав. Я поднимал эту тему всоциальных сетях и понял, что у нас многолюдей, моих единомышленников,заинтересованных в позитивном решенииданного вопроса.