— 29 мара, 2024 —
 
Войны

О кадровых проблемах армий Донбасса

Я бы не взял на себя смелость обобщать, если бы не имел на то достаточных оснований

Современнаягибридная война, в которой информационноенаполнение играет огромную роль – это«путь обмана» даже в большей степени,чем во времена Сунь Цзы. Однако естьопределённые аспекты, где ретушированиедействительности носит, на мой взгляд,крайне неуместный характер, так как мыфактически обманываем и запутываем нестолько противника, сколько самих себя.

Представьтесебе такую ситуацию. Есть некаямотострелковая бригада трёхбатальонногосостава, занимающая определённый участокфронта на одном из важнейших направлений.Один батальон этой бригады четыре-пятьнедель работает на передовой, послечего его выводят в тыл, потому что людямнадо элементарно отмыться и отоспаться,а на замену ему заходит второй батальон.Этот батальон сидит тише воды, нижетравы, позволяя противнику делать всё,что угодно, а спустя несколько дней,натерпевшись всевозможного ужаса,начинает просто разбегаться с позиций,на которые приходится возвращать первыйбатальон. Третий же батальон в процессеудержания фронта не участвует в принципе– он образцово-показательный, ходитровным строем и красиво стреляет наполигоне.

Представили?А теперь представьте, что это неумозрительная конструкция, а реалииармейской жизни республик Донбасса, окоторых мне при личной встрече в Донецкев марте нынешнего года рассказал товарищиз того самого условного первогобатальона. Он был в отпуске по ранению,до конца не оправился, всё ещё сильноприхрамывал, но в день нашей встречиуже отбывал назад, на передовую.

Положениевещей в данной бригаде, номер которойя по понятным причинам не называю, – некакое-то единичное явление. Оно, по сути,отражает общую ситуацию в армейскихкорпусах республик. И это не теоретическоеэкстраполирование – просто пример ужбольно показательный. Я бы не взял насебя смелость обобщать, если бы не имелна то достаточных оснований.

Частьподразделений корпусов действительноподобны образцово-показательномубатальону той самой бригады. Их не стыднодемонстрировать ни высокому начальству,ни диванному зрителю. Однако предсказатьуровень эффективности их действий привыполнении реальных, а не учебно-боевыхзадач затруднительно, ибо только боеваяпрактика покажет, имеется ли за внешнимлоском надёжное содержание – заправленныепо линеечке кровати и грозно-эпичныйвид гарантий не дают. Настоящая боеваяучёба идёт, как правило, у настоящих жебоевых подразделений, выведенных в тылпо ротации, и отдельных подразделенийспециального назначения, но и то невезде и не всегда выходит в должномобъёме – то боеприпасов мало, то соляркинет, то столбики на полигоне кривые иплохо покрашены, и высокое начальствотребует срочно привести эти столбикив порядок.

Порядкатрети личного состава в корпусах – это,как ни печально, один большой «второйбатальон», который в принципе несобирается воевать и в случае обострениядаёт гарантированных «пятисотых» впромышленных масштабах. Почему? Дапотому, что очень многие люди пришли вармию уже после окончания фазы активныхбоевых действий далеко не из патриотическихсоображений. На «гражданке» с работойтуго, а здесь вполне сносные деньгиплатят, одевают-обувают, пайки дают. Наофицерских должностях можно вообщенеплохо жить, особенно если место тёплоеи безопасное – отсюда, кстати, и дикаякумовщина с подсиживанием боевыхофицеров и распределением хлебныхдолжностей по своим. А если уж если сестьна какие-нибудь интересные потоки(продовольствие, солярка, метал и т.д.),то служба становится ещё и весьмаприбыльной. А воевать – не-не-не, мы наэто не подписывались.

Витоге получается, что фронт держитсяна «первых батальонах». Причём и здесьвсё далеко не гладко. Вот как описывалситуацию на одном из ключевых участковдонецкого направления в период зимнегообострения один весьма информированныйтоварищ: «Тетри танка, которые зашли на порезку наметалл своим ходом вместе с однимподбитым, сегодня по бумаге где-то занялисвои позиции – там, где по факту держитсянеукомплектованная рота с одним “Утёсом”без боекомплекта и парой “Шмелей”».И как людям держаться? А так – трёхэтажнымглаголом, силой духа и божьей помощью.Как в том анекдоте – Товарищпулемётчик, почему не стреляете?Патроны кончились!Но вы же коммунист!– …и пулемёт застрочил с новой силой(с той существенной разницей, чтокоммунисты напиленный с бронетехникиметалл налево не толкали). И это, опятьже, не частный случай, а просто показательныйпример.

Армейскоестроительство в республиках, конечноже, решило важнейшую задачу ликвидациюмахновщины, атаманщины и общего бардаканачального этапа войны, но то, чтополучается по факту, к сожалению, ещёочень далеко от совершенства. Да, естьобщее руководство, координация ицентрализованное снабжение, но при всёмэтом армия республик реально страдаетот некомплекта в подразделениях,недостаточного уровня боевой подготовки,слабой мотивации значительной частиличного состава, «нецелевого использования»материальной части, не поддающейсяздравому осмыслению системы подборакадров.

Вусловиях позиционной войны сложившеесяположение дел ещё не критично. Но чтобудет, когда наступит час X?А будут ни разу не оправданные потери,и будут герои поневоле, которым придётсяразгребать чужие завалы. Может, порауже, наконец, выводить армейские корпусана официально задекларированный высокийуровень? Или всё опять придётся делатьотдельным реально боевым подразделениям,добровольцам-энтузиастам и «командировочнымшахтёрам»?..