— 24 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Газовый переворот: никакого "международного права" давно уже нет

Продолжение "темы Стокгольмского арбитража"

Ув. "На Линии" любезно пригласили всехжелающих к дискуссии в связи с выходомстатьи Леонида Крутакова о мировомгазовомповороте

Надо сказать, что сжурналистской точки зрения материалполучился отличным – Леонид инкорпорировалтуда едва ли не все существенные проблемымировой газовой отрасли. Однако есть ряд нюансов, на которыхя бы хотел заострить внимание читателей.

Самое главное:решение Стокгольмского суда по споруГазпрома и Нафтогаза – это всего лишьэпизод, который в реальности никак неможет повлиять на идущий уже скоро сороклет процесс массового перемещенияпроизводительных сил ( а следовательно- и переориентации потоков наиболеедешевых энергоресурсов) из США и Европыв страны АТР. Леонид прав – решениеСтокгольмского суда нарушает целыйбукет разнообразных постулатовмеждународного контрактного права, но…знаете, почему это никого всерьез небеспокоит? Потому что иллюзии в отношениинезыблемости и реальной силе международногоправа существуют только на нашейбогоспасаемой 1/6 части суши. И появилисьэти иллюзии в отношении международногоарбитража, к слову сказать, относительнонедавно – года с может быть в 1985-го или1990-го, не ранее.

Этотем более удивительно, что внутри странымы давно и прочно живем в системе«басманного правосудия» и в общемпривыкли к тому, что «среди равных естьболее равные», «что позволено Юпитеру— не позволено быку» и т.д. Но ведьподобная ситуация характерна абсолютнодля всего мира, да и для международныхотношений тоже: вспомним казус «Косовоvs. Крым» или недобройпамяти трибунал по бывшей Югославии.

Однакои в нефтегазовой сфере был яркийпрецедент, аналогичный нынешнемуукраинскому. Это случилось послеисламской революции в Иране. При шахеИзраиль и Иран имели прекрасные отношения(впрочем, как и многиестолетия до этого). В 1968 году, после«шестидневнойвойны» 1967 года, был введен в эксплуатацию«трансизраильский нефтепровод» изЭйлата в Ашкелон, по которому Израильстабильно снабжался иранской нефтью.Им управляла (и, кстати, до сих поруправляет) государственная израильскаякомпания КЦАА. Но в 1979 году после«исламскойреволюции» и заявлений аятолл о томчто еврейское государство являетсяврагом нового Ирана, Израиль просто нестал оплачивать 14,75 млн кубометровнефти, которые стоили тогда примерно450 млн. долларов США. Отношения послеэтого были разорваны, но долг, как никрути, остался. Иран после этого 37 лет(!) судился с Израилем в арбитраже — итолько в июле 2016 года швейцарскийфедеральный суд Лозанны отклонилпоследнюю апелляцию Израиля и обязалего выплатить: 1,1миллиарда долларов компенсации плюспроценты, размер которых не определен,а также судебные издержки в размере 460тысяч долларов США. Но это совершенноне означает, что Израиль немедленночто-то выплатит Ирану или не постараетсяеще каким-то образом затянуть процесс.Кстати говоря, дело это сдвинулось смертвой точки только после того, какСША при Обаме начали нормализациюотношений с Ираном и в феврале того же2016 года вернули ему замороженные врамках санкций 100млрд долларов. А так бы суд в Лозаннемог еще лет двадцать внимательно «изучатьаргументы сторон». Повлиял как-то данныйвопиющий случай на нефтяной или газовыйрынок? Да никак. Рынок идет вперед кновым свершениям, а проблемы индейцевшерифа не волнуют.

Такчто постулаты постулатами, а реальнаяполитика ведется совершенно по инымправилам. Если же вернуться кроссийско-украинскому спору, то с учетомнынешнего курса на долгосрочную изоляциюРоссии (например, недавно прошла новостьо том, что Трамп хотел было снять санкциис России, ноему не дали. Безотносительно еёдостоверности, общую тенденцию онаотлично характеризует), следует ожидатьмноголетнего судебного сериала, накотором заработают, скорее всего, толькоадвокаты. Поэтому, сколь не симпатиченмне в целом материал Леонида, все жедумается, что он несколько неправ воценке значимости решения Стокгольмскогоарбитража: это никакой не предвестникбури, а всего лишь рутинный инфоповод.Коих будет, я думаю, ещё не один десяток.