— 24 апреля, 2024 —
 
Войны

Когда и как добьют терроризм в Сирии

И в Дамаске, и в Москве с самого начала говорили, что военного решения у сирийского кризиса просто нет в принципе,

Нигдеи никогда война не является самоцелью.Она ведется ради условий, на которыхпозже будет заключен мир.

Оченьважно помнить, что и в Дамаске, и в Москвес самого начала говорили, что военногорешения у сирийского кризиса простонет в принципе, и любое разрешениеконфликта может быть только политическим.

РеспубликанцыСирии (то есть сторонники светскогосуществующего государства) ориентируютсяна национальное примирение и демократиюхотя бы для того, чтобы обеспечить себеподдержку большинства сирийского народана свободных выборах (американское ЦРУоткрыто говорит, что от 60 до 70 процентовсирийцев поддерживают линию Башарааль-Асада, 25% против правительства, носчитают, что “Башар лучше войны” итолько 5-10 процентов категорическипротив режима).

Сирия,напомню — вовсе не диктатура, не тиранияи даже не автократия, как нас пытаютсяуверить западные СМИ, прикормленныебогатенькими монархистами из странПерсидского залива. Это вполне себедемократия (пусть и в условиях военныхдействий) со всеми ее как положительными,так и отрицательными сторонами: счетырнадцатью партиями в парламентеот коммунистов до националистов,либералов и социалистов.

ВДамаске, - автор давно уже про эторассказывает, но мало кто ему верит -парламентарии ведут активную деятельность,принимают бюджет и законы, пытаютсяобеспечить синекуры своим сторонникам,делят министерства и госкомпании,грызутся за бюджетные деньги, устраиваютдруг другу мелкие пакости, лоббируютинтересы промышленников и торговцев,готовятся к следующим выборам, пытаютсярасколоть партии соперников. В общем,политическая жизнь бьет ключом. Что доСМИ, в стране издаются многочисленныегазеты и журналы как оппозиционной, таки проправительственной направленности.Правда, с телевидением сложнее, а вусловиях экономического кризиса ценына интернет кусаются, но еще до войныАсад построил завод по производствуспутниковых антенн и приемников, такчто сирийцы смотрят телеканалы всехарабских стран, как правило, критичнонастроенных к официальному Дамаску.

Средиреспубликанцев - и голуби, и ястребыпризнают, что политическое решениеединственно приемлемо: нужно не уничтожатьмятежников, а вынудить их сложить оружиеи перейти к политической агитации,предоставив гарантии как личнойбезопасности, так и политических прав.Вопрос только в том, что есть цель, а что- средства ее достижения, и можно лидостичь политического урегулированиябез силовых решений (трудно реализовыватьправа политических активистов наизбрание в парламент, когда кандидатамогут просто убить).

Напротив,мятежники больше всего боятся открытоговолеизъявления. Им необходимо иметьвозможность силой заткнуть голосасторонников республики – именно отсюдаи проистекает их ультимативное требованиеотставки президента и недопущения егокандидатуры на выборах, просто потому,что им не удалось за 6 лет мятежа выраститьни одного популярного лидера, способногопобить Башара на честных выборах. Умятежников просто нет иного выбора,если они хотят власти (а они ее оченьхотят!), кроме как лишить (или, по меньшеймере, ограничить) своих оппонентов праваизбирать и быть избранным. Их возглавляютопытные люди, группирующиеся вокругАбдель Халим Хаддама - запредельнокоррумпированного и очень умного ирасчётливого человека, отлично знающегонациональную психологию, долго бывшегоправой рукой предыдущего президента идаже несколько лет бывшего вице-президентомпри нынешнем.

Решимостьи силы сирийских путчистов поддерживалисьнадеждой на интервенцию США илиевропейских держав, но именно в этом исостояла главная цель участия российских ВКС в сирийской войне - не допуститьагрессии НАТО против суверенной страны,и они ее достойно выполнили.

Конечно,республиканцы в Сирии попали в тяжёлуюситуацию – трудно найти баланс междунеобходимой жёсткостью и жестокостью.

Лучшаяпехота мира

Какни странно прозвучит — республиканцыза все годы войны даже не объявиливсеобщей мобилизации. Сирийская армия- призывная, и за 6 лет войны при двухлетнемсроке службы ее состав поменялся ужетрижды. А, что ни говори, у ИГИЛ* лучшаяпехота в мире (пожалуй, разве что бойцыХизбаллы могли бы претендовать с неменьшим основанием на этот статус. И,может быть, афганские талибы).

БоевикиИГИЛ имеют огромный боевой опыт по всемуближнему Востоку, они спаяны, находятсяв самом расцвете сил: 30-40-летние мужики,высочайший уровень морально-политическойподготовки, хоть и очень своеобразной.К ним примкнули опытные иракскиекомандиры, уделяющие большое вниманиебоевому сколачиванию частей иподразделений. И вот именно их смоглиостановить (при помощи, конечно, российскихВКС и добровольцев) сирийскиевосемнадцатилетние мальчишки.

Вашавтор свидетельствует: еще в 2012 годуизвестный заместитель министраиностранных дел Сирии Фейсал Микдадговорил российской делегации, посетившейДамаск во время парламентских выборов,что активная фаза войны продлится летпять, после чего мятежники будут вынужденысогласиться на переговоры. И руководствов Дамаске готовилось к этому развитиюсобытий.

Республиканцыбыли лишены шапкозакидательства, ониосознавали серьезность военных усилийантисирийской коалиции, относились суважением к неприятельским войскам,признавая их храбрость, и проявляличеловеческое отношение к пленным и кнаселению, поддержавшему мятежников.В Дамаске осознавали весь требуемыйогромный масштаб напряжения и тяжелыхжертв от широких народных масс, необходимыхдля победы, понимая что война неизбежностанет войной на истощение. И Сирияоказалась к ней готовой.

Сирийцыговорят, что их удивило, насколькоблестящим Верховным главнокомандующимоказался Башар аль Асад. “Война, —говорил в свое время Клаузевиц, - областьнедостоверного: три четверти того, начём строится действие на войне, лежитв тумане неизвестности, и следовательно,чтобы вскрыть истину, требуется преждевсего тонкий, гибкий, проницательныйум”. И Башар оказалс обладателем такогоума. Именно он постоянно разъяснял своимсторонникам, что даже самое искреннеежелание перескочить через промежуточныеэтапы не является инструментом победы,а собственное нетерпение не следуетрассматривать как стратегический илитактический аргумент.

Исейчас республиканцы напоминают, чтоих целью в войне является мир. Простопримирение с противником, чтобы вопросо том, кто возглавит Сирию, решался нена полях сражений, а на избирательныхучастках. И в Дамаске и Москве готовыразговаривать со всеми нетеррористами,а на вопрос: кого называть террористом?,- отвечают очень просто: “нетеррористы”вне зависимости от их отношения кправительству согласны приниматьучастие в свободных и демократичныхвыборах в Сирии. А те, кто предпочитаетубивать и разрушать, а не выставлятьсвои кандидатуры и агитировать, ктопытается добиться своих политическихцелей с помощью убийств и запугиваниянаселения - с теми разговора быть неможет.

Ипохоже, что мятежники будут вынужденысогласиться на мир - их заграничнымспонсорам просто надоело выбрасыватьна ветер десятки миллиардов долларовв год - себе дешевле выйдет зафиксироватьубытки и признать, что ставка на мятежне сыграла.

Башараль Асад имеет устойчивую и активнуюподдержку более чем половины населенияСирии, и верно, что в условиях демократииего сторонники выиграют выборы. Но заэтими выборами придут следующие, а смыслсуществования политической оппозициии состоит в умении перетерпетьэлекторальное поражение, дождатьсяследующих выборов, взять реванш и вконце концов сформировать правительство.

Когдазатухнет «исламский» терроризм

Икогда в Сирию придет мир, останетсятолько добить непримиримых — тех, скоторыми невозможно договориться. К ихчислу принято относить ИГИЛ, но я не доконца уверен, что основная его частьтак и не признает поражения и не сложиторужия.

Верно,что после распада СССР Запад сталмстительно добивать остатки коммунистическихидеалов равенства, справедливости,всеобщего счастья, свободы и братства,и верно, что ИГИЛ и Аль-Каида, воспользовавшисьэтим, смогли перехватить идею протеста,идею отрицания существующего мира,либерального капитализма, западнойцивилизации, которая, как все ужеубедились, не несет ни свободы, нисправедливости, ни счастья. Но нельзязабывать, что бородатым псевдо-исламистампросто повезло - у них оказались оченьбольшие деньги в нужный момент, когдаЗапад (как ему казалось) закопал в землюидеалы коммунизма.

Проблемав том, что у идеологов первого векаХиджры в принципе нет ответа на социальныепроблемы 21 века. То, что они предлагают,- это иллюзия ответа. И люди, столкнувшиесясо структурами ИГИЛ, обнаружили, чтоэто абсолютно коррумпированноепсевдо-государство, ничуть не менеекоррумпированое, чем те общества, противкоторых оно на словах борется. Пока этопокрывается демонстративной жестокостью,но на самом деле псевдо-исламисты вовсюведут переговоры с американцами.

Конечно,и через 50 лет все равно будет кто-то, ктобудет сражаться против антигуманистического,человеконенавистнического либеральногокапитализма, только это будут уже непсевдо-мусульмане из ИГИЛ.