— 20 апреля, 2024 —
 
Общество

Сплочённость или численность: опыт православных и большевиков

Чему учат нас Никейский собор и II съезд РСДРП.

Один из самых скандальных(хоть и легендарных) эпизодов Никейскогособора — это массовая драка стенка настенку. Во главе стенок стояли люди ввысшей степени уважаемые, епископы (тоесть руководители кафедр в обширныхпровинциях) Николай и Арий.

Николай базировался вМире, центре Ликии, и, соответственно,руководил всей христианской жизньюпровинции. Арий пользовался авторитетоми имел множество последователей вЕгипте. И вот эти уважаемые люди вдругоказываются во главе высоких дерущихсясторон.

Легенда сообщает, чтоНиколай Мирликийский нокаутировал Ариялично, а вообще сторонники первоговынесли сторонников последнего из залана кулаках.

Современным светскимлюдям спор высоких сторон представляетсявообще непонятным: Арий отстаивал«подобосущие» Христа Богу-Отцу, Николай— единосущие. По мнению Ария, Бог-Отеци Бог-Сын, хоть и во всём друг другуподобны, представляют собой тем не менеесамостоятельные сущности. Николай жеотстаивал идею, что Бог-Отец и Бог-Сын— это проявления одной и той же сущности.

Так вот: разница тутвовсе не формальная, а вполне дажесодержательная. Большая часть жителейтогдашней Римской империи тогда быламногобожниками (т.е. «язычниками» внашей современной терминологии). Длячеловека необразованного естественнобыло воспринимать разные явления природыкак проявления воли разных богов. Чтобывоспринять всё это как проявление единойволи — требуется умственное усилие,затруднительное для простого человека«из деревни», т. е. paganus`а(«язычник» по-латыни).

Поэтомувариант «подобосущия» был предпочтительнейс точки зрения текущей пропагандыхристианства. Ибо многобожникампредлагалась концепция двух, хотя иочень сходных богов, и они бы естественновосприняли это как пополнение своегопантеона. Для Рима пополнение спискабогов было совершенно естественно —как за счёт «импортированных», так и засчет «завоеванных» в ходе территориальнойэкспансии империи. Для богов дажесуществовала отдельная юридическаяпроцедура: перед завоеванием новойземли жрецы римлян проводили обряд«эвокации», в котором гарантировалиместным божествам все права.

На таком фонеконцепция подобосущия привела бы ктому, что население очень легко воспринялобы христианских Бога-Отца и Бога-Сынакак «ещё двух богов» - конечно, оченьсерьёзных и уважаемых, и к ним перешлибы легко — но затем в общем пантеонеони могли так же легко занять не стольпочётные места. Николай же отстаивалпозицию, согласно которой для человека,принимающего христианство, необходимбыл полный разрыв с концепцией единобожия.Вот тебе Единый Бог — да, Он можетпроявляться в разных формах, но Он един,и если ты до того считал, что богов много— то забудь об этом раз и навсегда.

И вот - бОльшаячасть видных деятелей Церкви, собравшихсяна собор, пришла к выводу, что надоориентироваться на идейно сплочённуюорганизацию. Пусть даже она будет растимедленно, но зато станет твёрдым ядром,на котором потом нарастёт масса.

Надо сказать,что расчёт оправдался. И Арий со своимисторонниками кинулся в драку понял, чтоидеологически проиграл.

Так вот:сравнительно недавно, конкретно в 1903году, тот же спор о том, что важнее —крупная организация или сплочённая —произошёл на Втором съезде Российскойсоциал-демократической рабочей партии.

Тогдастолкнулись две формулировки тогопункта устава партии, где определялось,кого считать её членом. Юлий ОсиповичЦедербаум (Мартов) предложил ту редакциюпункта, по которой членом партии считалсявсякий, кто ей сочувствует и по мере силпомогает. Владимир же Ильич Ульяновпредложил считать членом партии толькотого, кто состоит в какой-либо организациипартии и действует на основании еёрешений. Понятно, что мартовскаяформулировка сразу же давала колоссальноерасширения числа социал-демократов. Нотакже понятно и то, что большинствоэтого «числа» были бы люди по сутисторонние, готовые так же легко, как ониподали копеечку в пользу РСДРП, податькопеечку и в пользу какой-нибудь другой.

Но на съездебольшинство решило, что сплочённостьорганизации важнее, а численность наэту сплочённость рано или поздно саманарастет.

В итоге иэтот расчёт оказался верен.

Таким образом,как видим, исторический опыт разныхтысячелетий показывает, что всегдасплочённость важнее.