— 23 апреля, 2024 —
 
Будущее

Нищепанк будет побеждён. Размышления таксиста

Мы уже получили очень сильно роботизированную систему из человека, машины и электронных приблуд

Как известно, есть некоторый набор профессий, при занятии которыми люди подключаются ко вселенской мудрости. И, обладая таким подключением, могут рассуждать буквально на любые темы. В особенности за экономику или про тонкости управления государством. Я о парикмахерах и таксистах.

Работать парикмахером сегодня (не полсотни лет назад, а именно сегодня) – удел мужчин альтернативной ориентации. Говорю как таксист. И как таксист же хочу с умным видом поддержать тему, поднятую ув. В. Мараховским. Ну ту, которая про странность нашей сегодняшней жизни: внедрение всё большего количества роботов вовсе не приводит к тому, что исчезает тупой ручной труд. Вроде переноски тяжестей 15-летними пацанами на стройке.

Достаточно регулярно появляются материалы в жанре «горестный плач», в которых рассказывается о самом ближайшем будущем. Там бездушные роботы ставят на грань голодной смерти милых и улыбчивых людей. Потому что роботы банально начнут выполнять работу, которую прежде делали люди. И будут делать это качественнее.

Вот, например, таксисты. Лично имею личный опыт работы в этой профессии. Так вот, должен заметить: таксист и сейчас, если хочет выжить, всё в большей степени должен становиться приложением к роботу. Поясню.

Надежная геолокация уже дюжину лет как перестала быть сугубо военным секретом. Сегодня любой смартфон дороже 100 у.е. при наличии открытого неба способен определить собственную позицию на поверхности Земли. С точностью до 5 метров. А совмещение датчиков GPS и ГЛОНАСС в одном гаджете увеличивает точность до 1,5 метров. Чтобы понять грандиозность: окружность Земли по Экватору считается равной 40 000 000 метров. Миллионов Карл!

Дальше. Планета очень неплохо картографирована. И речь тут не о Гугл-мапс, в котором существует фотография сферической планеты в вакууме, вплоть до арктических регионов и джунглей Конго. Гораздо важнее, что на эту карту уже наложена электронная сетка всех дорог. Местами – вплоть до протоптанных во дворах тропинок.

Третье. Алгоритмы нахождения маршрута, вообще говоря, примитивны как топор. Их можно использовать тупо. Результат будет топорный. А можно и с должной степенью мастерства. Тогда ими можно будет, образно говоря, бриться.

Совмещение этих трех пунктов (геолокация, картография, алгоритм нахождения маршрута) уже давно привело к тому, что электронные навигаторы из дорогого специализированного девайса превратились в простое приложение. Которое просто входит в пакет стандартных программ даже недорогих смартфонов.

Следующий шаг: интернет. Нас интересуют следующие аспекты: а) постоянное мобильное подключение к сети и б) такая забавная штука, как социальные сети. Потому что с помощью этих двух инструментов мы можем информационно объединить огромное количество людей. При этом любое количество подключившихся к сети могут общаться с той же скоростью и легкостью, как если бы они находились в одной комнате.

Всего 8 лет назад ушлые парни из Калифорнии сделали абсолютно логичный шаг: совместили возможность компьютерной навигации и возможности соцсетей. И создали приложение Uber. Благодаря ему любой водитель, у которого есть пара часов свободного времени, мог подключиться через смартфон к ММО-игрушке «Таксисты и Пассажиры» за «таксистов». А любой, у кого машины под тушкой не было, мог сыграть, соответственно, за вторую сторону.

И при этом всё на полном серьезе: машины в реальном мире ехали, люди из плоти и крови попадали из точки А в точку Б, деньги (реальные!) переходили из кармана в карман миллиардами.

В результате чудесные люди-таксисты очень быстро оказались поставлены перед выбором: присоединись или умри (как работник данной профессии). Потому что у обычного таксиста заказов не слишком много. Его рабочая вахта в значительной степени состоит из ожидания «жирного» клиента. У Юбер-таксиста проблемы с заказами нет. Могу лично свидетельствовать: не то что поспать, иногда в туалет сходить некогда. И поездка в аэропорт становится заманчивым делом уже не столько потому, что принесет большой куш. А ещё и потому, что можно будет полчасика покемарить (в зонах аэропортов Uber предусматривает «живую очередь» для таксистов).

Так как заказов много, то совершенно естественным образом, можно снижать цену за поездку. И поэтому Uber это делает с легкостью матерого монополиста. Более того, убер-таксисту даже нет необходимости тратить годы на изучение окрестных дорог. Тот же смартфон проложит маршрут в любую точку за секунды.

В результате обычный бомбила, который вечером караулит своих жертв у конечной станции метро, оказывается невменяемо дорогим хапугой. А носящийся как заяц с электромотором Убер-таксист – из ранга мудрого усатого дядьки, возящего богатых людей, встает в один ряд с водителями маршруток. Чуть быстрее, чуть дороже, доехать может всюду, где есть дорога – да. Но суть – ровно та же.

Итак, мы уже получили очень сильно роботизированную систему из человека, машины и электронных приблуд. Причем человек в ней (и тут мы замечательно упираемся в нищепанк) выполняет наименее интеллектуальную функцию. Ему не надо ни искать клиента, ни торговаться за цену, ни прокладывать маршрут в объезд пробок. Человек становится просто девайсом, который крутит руль и следит, чтобы машина не въехала в другое авто.

При этом свою роль человек выполняет плохо: он устает, ему нужны перерывы по, скажем так, биологической надобности. У него могут «не сложиться» отношения с клиентом.

Заменить и тут человека роботом было бы разумным решением. Тем более, что уже сегодня к вечеру-завтра-послезавтра это вполне уверенно можно будет сделать. Тот же Гугл вот-вот обещает создать автоматизированного водителя. В принципе, он уже существует. Осталось решить некоторые вопросы. Не технические даже, а этическо-юридические. Вроде: «Если на пути робо-водителя внезапно оказались люди, то что он должен делать: давить пешеходов и спасать пассажира, или ехать в столб, чтобы спасти пешехода, но погубить пассажира?».

Для нормального водителя, который сам сдавал на права, такого вопроса не существует: давить пешехода ПДД запрещает при любых условиях. Даже если ты везешь беременную мать Терезу, у которой начались схватки. Всё равно: давить пешеходов НЕЛЬЗЯ.

Но для производителей авто этот момент не так очевиден (иски от родственников погибших будут сыпаться то на них, на корпоратов!). Поэтому появление полноценных роботов-водителей пока задерживается. Но это тоже временное: доведут технологию до того уровня, когда ущерб признают приемлемым, и вытолкнут на рынок.

И тогда уже убер-таксисты будут устраивать силовые акции. Аналогичные тем, что пару лет назад устраивали в Европе таксисты обычные. Будут ловить робо-такси, ломать умные механизмы и луддитствовать иными способами.

Но, думается, и их столь же быстро приведут в чувство дубинки службы охраны правопорядка.

Можно даже спрогнозировать, что по мере внедрения робо-водителей им будет отдаваться на дороге приоритет. Чисто в силу их колоссально большей дисциплинированности. В результате даже обычные водители будут постепенно вытесняться с трассы. Для фанатов рулить самим оставят крайний правый ряд да проселочные дороги.

Таким образом, можно (просто включив память) понаблюдать, как одна конкретная ниша, в которой безраздельно царствовал нищепанк, шаг за шагом схлопывалась. И даже сделать уверенный прогноз о её полном исчезновении в самом ближайшем будущем.

И следом за этим сделать предположение: нищепанк и дальше будет отступать.

Это отступление будет повсеместным. Где-то он будет пытаться создавать рубежи обороны, а где-то проваливать фронт, обращаясь в бегство. Просто это вряд ли будет происходить в виде прорывной замены людей полноценными андроидами. Скорее всего, это будет ползучая победа маленьких, но упорных сущностей.

Не лихая стремительная буря и натиск сияющей рыцарской конницы, а упорная траншейная осада угрюмых пехотинцев с закопченными лицами.

Для финала хочется заметить: нищепанк, скорее всего, не будет побежден окончательно. Он не исчезнет, если сохранится нынешний уклад. И уж тем более он останется, если соизволением высших сил снова вернется то, что сегодня принято называть «Красный проект». Более того: в этом благословенном случае нищепанк получит заслуженное и уважаемое место. Но об этом, всё-таки, стоит поговорить в отдельном материале. Если людям будет интересно.

P.S. ув. Редакции. Нам тоже есть что возразить ув. автору, так что мы ответим. И гарантируем, что наш ответ появится быстрее, чем робо-такси.