— 26 апреля, 2024 —
 
Будущее

Бигдатое будущее и сетевой тоталитаризм

Актуальные ретро-рассуждения о книге и фильме "Сфера"

Оговорюсь:данный текст – не рецензия, но приглашениек дискуссии.

Темы«бигдаты», деанонимизации, и государственного«сетевого тоталитаризма» сейчасактуальны как никогда. Всего пару днейназад, например, в рукопожатных СМИразразилась паника по поводу новыхпоправок к закону «Об информации»,предполагающих нехилые штрафы дляраспространителей «недостоверногоконтента». Думаю, не надо говорить отом, как отнесся к этим поправкам нашпротестный менеджмент и его орбита.

Посчастливой случайности в тот же деньмне на глаза попался х\ф «Сфера», снятыйпо одноименному бестселлеру ДэйваЭггерса, вышедшему в 2013-м году. В прокате(инашем, и мировом) картина прошелестеладовольно незаметно, вероятно в силу ееневнятности и усеченности относительнокниги. Про роман я, честно говоря, тожене слышал, но российских  рецензий всети отыскалось немало, а значит кто-тоего всё же читал.

Отсебя могу сказать, что роман «Сфера» -это профессионально выполненныйгалопирующий, сверхактуальный бестселлер,на все лады расхваленный блумбергами,гуардианами и NYT.О качестве русского перевода, по крайнеймере, говорят три цитаты:

«…увиделавсе то же гладкое лицо, синие очки, древниеглаза»

«…почувствовала,как внутри распахнула крылья тьма, иразлогинилась.»

«Отвина губы криво улыбались»

Однакосодержание обеих работ представляетсяинтересным. Коротко о сюжете:

Девушкаиз небогатой семьи, живущей в предместьяхСан-Франциско, по рекомендации подругипопадает в Компанию. Компания(читай– Google) обитает внебольшом «кремниевом» городке, а ляГуглплекс, эдаком рае для хипстеров,где всё демократично, зелено, и продвинуто.Компания тут же предоставляет девушкеи ее семье(отец девушки хроническиболен)современнейшее медобслуживание,работа, мягко говоря, не пыльная, босс– душка(каким вы помним Стива Джобсана презентациях), кругом друзья. Надооговориться, что описывается недалёкоебудущее, и Компания там уже поглотиламестный аналог Apple, азаодно и Фейсбук, и является безоговорочным«социальным» монополистом, жующим(покниге) молодые фирмы на завтрак, обед,и ужин. Босс презентует проект: микрокамерынового поколения, со сверхвысокимкачеством трансляции видео\аудио встрим-режиме, практически незаметные, сверхдешевые, и «ну-вы-поняли». Камерывнедряются повсеместно. Сенатор,выступающий против, «наказан». Посчастливой случайности, камеры спасаютДевушке жизнь, и она становится первымучастником программы тотальной«прозрачности». То есть, крепит насебя камеру, и превращается в круглосуточную«стримершу Карину», только без мата,доната, и игр.

«Ноя вот о чем: а если бы мы все вели себятак, будто за нами наблюдают? Мы бы жилинравственнее»

«ТАЙНАЕСТЬ ЛОЖЬ. ДЕЛИШЬСЯ — ЗНАЧИТ ЛЮБИШЬ.ЛИЧНОЕ ЕСТЬ ВОРОВАННОЕ»

 Девушкастановится безумно популярным феноменом,заражая «прозрачностью» многосотмильонноесообщество подписчиков, и вот – она ужена совете директоров Компании, ипредлагает использовать аккаунты«Сферы» в качестве универсального«документа» в системе полностью цифровойэкономики  и цифровой же демократии(вплотьдо выборов Президента с аналога i-watch).

«Никакихбольше лоббистов. Никаких переписей.Быть может, даже никакого конгресса.Если мы в любой момент знаем, чего хочетнарод, и нам не мешают ни фильтры, ниошибочные трактовки, ни левые данные,нам ведь уже почти не нужен Вашингтон,так?»

Местный«цукерберг»(только невинный), и ещё одиндруг-из-прошлого Девушки(радикальный«дауншифтер», позже убивающий себя взнак протеста) убеждают ее, что Боссынечисты на руку.

«Тебене приходило в голову, что, может, разумнаш тонко откалиброван, балансируетмежду ведомым и неведомым? Что душамнашим потребны и тайны ночи, и ясностьдня? Вы, народ, творите мир неотступногодневного света, и я думаю, что мы всесгорим в нем заживо.»

«Онвзаправду убежден, что миру полезнаоткрытость, этот полный и непрерывныйвсеобщий доступ ко всем(нам, - прим.Авт.)… мечтает о том, как вся информация,личная и прочая, откроется всем на свете.Знание — собственность, и им никто неможет обладать. Инфокоммунизм. И Бейлиимеет право на эту позицию. Но в комплектес безжалостными капиталистическимиамбициями…»

Чтоинтересно, в фильме Девушка отчастиодумывается, и на очередной общемировойпрезентации публично предлагает всемБоссам тоже «открыться», и сливает всюих подноготную(с помощью  «цукерберга»)в публичный доступ. В финале предполагается,что капиталистическая составляющаяликвидирована, и мир шагает в милый,честный инфокоммунизм, с Девушкой наего знамени.

Вромане всё с точностью до наоборот:честный «цукерберг» сдан с потрохамии отлучён, а «Сфера» в цепких лапахБоссов нависает над миром, сенатами, ипрочими вашингтонами. 

Воттакая история, дорогие друзья, в общейеё канве. В книге фигурирует ещё многолюбопытных деталей, связанных с«интернетом вещей». Например, чипизациямладенцев, датчики, сканирующие«агрессивные телодвижения», ранжированиеносителей чипов по криминогенности(как тут не вспомнить японский«Психопаспорт»). Ну и, конечно,принудительная, законодательнозакрепленная регистрация в «Сфере» ивсех дочерних сервисах.  

«Тебенекуда бежать, Мерсер! — завопилженский голос. — Никогда-никогда иво веки веков. Все кончено. Сдавайся. Подружисьс нами!»

Тоесть, автор как бы намекает нам, чтолюбое инфокоммунистическое семя(вфильме такими «наивными» сеятелямиявляются героиня и «цукерберг») , благоев своей основе, упав в дурную рыночнуюпочву, становится не только оружиемкорпораций против государства, но ибичом самих сеятелей, и их паствы.Средством отвлечения, оболванивания иинфантилизирования масс:

«Мыпослали 180 миллионов смайликов толькоиз США! А это обязательно окажет влияниена их режим».

Вчьих руках должна находиться такаявласть, можно и нужно ли как-то влиятьна существующие сетевые тренды –дискуссионные вопросы. Но отвечать наних нужно как можно скорее. Иначе мырискуем однажды проснуться, и увидетьвокруг себя "Сферу".