— 18 октября, 2021 —
 
Общество

О казахских кланах для российского читателя

Чтобы понимать ближайшего соседа и одного из главных партнеров по “опасному международному бизнесу”, надо знать его особенности

Подобных публикаций вказахстанском сегменте интернетатысячи. Разного уровня экспертизы иразного уровня фантастичности. Данныйматериал составлен главным образом дляроссийского читателя. Чтобы пониматьближайшего соседа и одного из главныхпартнеров по “опасному международномубизнесу”, надо знать его особенности.

До сих пор нет единогомнения о том, сохранилось ли принципиальноезначение родоплеменной структурыказахского народа для современногоказахстанского общества. Как нет единогомнения и о том, полезно ли это для него.Однако то, что многие современные казахиобращают внимание на племенную и родовуюпринадлежность - однозначный факт. Мыпопытаемся познакомить читателя с этойнепростой темой.

Итак, принято считать,что казахский народ подразделяется натри племенных объединения - “жуза”(буквальнослово жуз - это сто, сотня). Жузы состоятиз племен, а племена - из родов. Есть иболее глубокое деление, согласно которомукаждый крупный род подразделяется наболее мелкие родовые группы, семействаи колена. Вне этого деления оставалисьчетыре племенные группы, из которых донаших дней отдельно стоять осталисьдве - потомки чингизидов (вполнеофициально) и потомки арабскихмиссионеров(тоже попробуй проверь). Всёвместе это называется словом “шежире”,самым точным переводом которого нарусский язык будет родословная, а лучше- единая генеалогия.

Первое, что стоитотметить. Та часть общества, котораясчитает родо-племенное устройствоказахского народа фактором деструктивным,и даже сдерживающим развитие, полагает,что деление на жузы (или на орды, кактогда принято было писать) придумалароссийская императрица ЕкатеринаВеликая для удобства управления новымподданными. Однако довольно легковыяснить, что и в Империи Чингисхана, ив Золотой орде (куда входила территорияи население нынешнего Казахстана)административное деление, касающеесяименно кочевых народов, совпадало сродо-племенным. Да и вообще родо-племенноеустройство общества долгое времяоставалось для кочевых народов не простоудобным, но и единственно возможным.Вся история “экспансии с востока” -начиная с Атиллы и заканчивая Батыем -это история переселения племен спривычных мест и кардинальное изменениеобраза жизни. Всё, что у них оставалось- это их родовая принадлежность.

К середине XVвека один из многочисленных обломковЗолотой Орды отделился от очередноговременного образования и назвал себяКазахским ханством. Началось довольностремительное “собирание” племен.Несмотря на то, что понятие политическойнации появилось на несколько столетийпозже, уже к концу XV векаказахское ханство приросло внушительнымитерриториями, а к XVI векуокончательно оформилось в самостоятельногоактора региональной политики, в томчисле установив первые дипотношения скрупными державами ( в .т.ч. с Московскимцарством). Принято считать, что с техпор существует единый казахский народ.И именно с тех пор он состоял примерноиз того же набора племен, на которыеделится сейчас.

Каждому жузу (союзуплемен) соответствует определенныйрегион. И за последние 550 лет практическиничего не изменилось. Старший жуззанимает юго-восток (Алматинскую область)и юг страны, Средний - центральный исеверный Казахстан, а Младший жуз -запад. Племенная и родовая принадлежностьбыли основной идентификацией подавляющегобольшинства казахов вплоть до установленияна территории Казахстана Советскойвласти. Есть мнение, что казахскоеханство присоединилось к РоссийскойИмперии на довольно комфортных условиях.Никакой воинской повинности, практическиполное сохранение собственной судебнойсистемы, минимальная адаптацияадминистративно-территориальногоделения, условная выборность местныхисполнительных органов. В общем, всеусловия для сохранения привычногоуклада, основа которого - родоплеменнойстрой.

Безусловно, аристократическаяверхушка и имущественная элита казаховнаходились в широком экономическом икультурном взаимодействии с аристократиейи купечеством Российской империи (РИ),хотя процесс этот был более чем умеренным.В результате этого процесса приблизительнок концу 19 - началу 20 веков казахи получилисобственную интеллигенцию. Со всемнабором воззрений, свойственнымбольшинству интеллигентов империи. Ноэта небольшая группа не имела шансовхоть сколько-нибудь повлиять насложившийся родоплеменной укладказахского народа. Ввиду своеймалочисленности, а также в силу откровеннооторванных от отечественной действительностивзглядов интеллигенция не смогла дажесущественно изменить взглядов значительнойчасти аристократии и собственников.Поэтому родо-племенной уклад сохранялсяв казахском обществе вплоть дореволюционных событий второй декады20 века. Естественно, что этот уклад вомногом не соответствовал народнымпотребностям — так же, как им несоответствовал сословный уклад во всейРИ. Прежде всего, по чисто экономическимпричинам.

Только в советскийпериод для большинства простых (незнатныхи небогатых) казахов стали возможнымине только образование и выбор профессии,но и жизнь вне родовой системы вообще.Включая и непривычный образ жизни,непривычную систему социальных связей,не говоря о совершенно непривычнойдеятельности. Казахи впервые оказалисьвовлечены во все государственныепроцессы, протекавшие тогда оченьактивно, именно всей народной массой.При этом даже в позднесоветский периодс его урбанизацией, почти тотальнойначальной грамотностью, свободнойвнутренней миграцией, культурнымсмешением и т.д. - даже в этот периодзнание и стремление к знанию “шежире”у большинства казахов сохранялось.

В первую очередь потому,что такая структура возникла у племен,позднее сформировавших казахский народ,именно в момент их вовлечения встроительство крупного единогогосударства - Золотой Орды. Возниклоименно как реакция на этот процесс. Каксредство сохранения собственнойидентичности во времена кардинальныхперемен уклада жизни и даже местажительства. Поэтому, скорее всего,вовлечение казахского народа вгосударственное строительство СССР,вызвало похожую и вполне естественнуюреакцию.

Ну и потом, требованиек знанию шежире и жеты-ата (имена предковпо отцу до 7 колена) возникло в степи ещераньше и было обусловлено предельнопрактически. Это было очень логичное ибезотказное средство, предохраняющееот кровосмешения в условиях оченьвысокой разреженности населения,огромных расстояний и предельно суровогоклимата. В казахском народе есть оченьстойко мнение, что в советский периодродо-племенной принцип был весьмауспешно инкорпорирован в системусамовоспроизводящейся номенклатуры.

Более 500 лет войн,бедствий, реформ, смены государств ивекторов развития не смогли ничегосделать с родо-племенной структуройказахского народа. Более того, в первыегоды независимости - 1990-е - казахи, каки все народы бывших советских республик,с огромным энузиазмом вспоминали иизучали собственную национальнуюкультуру. Что могло заставить казахстанскоеобщество всего за 26 лет независимости вдруг утратить такую стойкую приверженностьк традиционному укладу (пусть и довольноархаичному), а саму старую провереннуюсистему - утратить актуальность иэффективность? Если такие доводысуществуют, то они явно лежат вне здравогосмысла и логики.

Поэтому утверждать,что в современном казахстанском, точнее,казахском обществе нет деления на жузы,племена и роды, на мой взгляд, совершенноневерно. Но и дать точную оценку тому,насколько принадлежность к определенномуроду и племени может повлиять на карьеруи судьбу современного казаха в Казахстане- очень сложно. Ни для кого не секрет,что казахстанский истеблишмент принятосчитать “клановым”. А группы влиятельныхлюдей — те самые кланы, вполне принятобыло отождествлять с племенными группами.Вместе с тем довольно прост для пониманияи тот факт, что в современном т.н.“необуржуазном” мире и обществе, частьюкоторого является и РК, существуетмножество других принципов консолидациикапитала и власти. Но повторимся: еслистарые принципы работали всё это время,то почему бы им вдруг выйти из применениясейчас, когда они могут так пригодиться?