— 26 апреля, 2024 —
 
Будущее

Новый мир уже здесь. От БРИКС к "БРИКС плюс"

Впереди распад глобального рынка на несколько торгово-финансовых зон, в центре которых будут страны БРИКС

Экспертыдискуссионного клуба «Валдай» представиливчера свое видение путей возможнойтрансформации БРИКС в БРИКС+. По мысли бывшего главы аналитическогодепартамента "Дойче Банка" в России, аныне главного экономиста Евразийскогобанка развития Ярослава Лисоволика, страны БРИКС в своих региональныхинтеграционных структурах могутсформировать так называемый круг странБРИКС+. К примеру, вслед за Россией ксоюзу БРИКС могут присоединиться страны,входящие в Евразийский экономическийсоюз - Казахстан, Беларусь, Армения иКиргизия. За Бразилией – входящие вторгово-экономический союз MERCOSUR Аргентина, Парагвай, Уругвай, Боливияи Венесуэла. За ЮАР могут последоватьстраны, входящие в Сообщество развитияЮга Африки: Ботсвана, Лесото, Намибия иСвазиленд. Широко могут быть представленыи азиатские страны. Всего в такой «кругдрузей БРИКС+» может войти 35 стран.«Таким образом, инициатива БРИКС+ ставитзадачу создания новой платформы дляукрепления региональных и двустороннихальянсов на разных континентах,нацеливаясь на объединение региональныхинтеграционных блоков, в которыхэкономики БРИКС играли бы ведущую роль»,– подчеркнул господин Лисоволик.

Послепобеды Трампа на президентских выборахбыло много разговоров о том, что "глобализация теперь будет китайская,а не англо-саксонская". Трамп, как известно,выступал за торговые барьеры и прочийвозврат в прежний формат. А Китайотносительно недавно стал самой крупнойэкономикой мира, если судить по размеруВВП, взвешенному по паритету покупательскойспособности. В России даже стало моднопугать друг друга "китайской глобализацией". Однако истина состоит в том, что ни американская,ни китайская глобализации в обозримомбудущем миру не грозят. Глобализация - следствие развития телекоммуникационных,финансовых и транспортных технологий - однозначно берет паузу.

КоллективныйЗапад расколот. США при Трампе вряд линайдут понимание с Меркель и, шире, Евросоюзом. Запад уже потерял контрольныйпакет акций в глобальной политике искоро потеряет его в экономике и финансах.Концепция БРИКС + предполагает распадглобального рынка на несколькоторгово-финансовых зон, в центре которыхбудут страны БРИКС.

ИРоссии это однозначно выгодно, как и ееглавному партнеру по евразийскойинтеграции - Казахстану. Астана все больше (и не без оснований) претендует на рольлидера всего тюркского мира, главной наследницы древней империи Чингизидов.Не стоит забывать и о том, что зона ЕвразийскогоСоюза может в будущем расшириться засчет Азербайджана, Ирана и Монголии.Планы расширение Евразийского Союза - это прежде всего экономика и лишь затемполитика. Суверенным центром силы можетсчитаться только рынок в 250-300 млн.человек. Сейчас же население странЕвразийского Союза составляет только 183млн.

Ключевыммоментом формирования новых экономическихблоков является ввод единых валют,появление региональных валютных зон.Для Евразийского Союза это (в перспективе, понятно) евразийскийЦБ в Алматы и евразийская валюта –алтын. Сроки ее ввода по-прежнему неясны. Один алтын, вероятно, будет равен100 нынешним российским рублям. При этомпо аналогии с евро, вероятно, сначалапоявится безналичная денежная единица,и лишь потом кэш. Евразийская валютатакже первоначально, вероятно, свяжетнаиболее промышленно развитые постсоветские республики - Беларусь, РоссийскуюФедерацию и Казахстан. Основным рынкомкапитала вероятно станет Московскаябиржа.

Традиционносчитается, что слабое место РоссийскойФедерации - это экономика. Доля России и, шире, Евразийского Союза в глобальнойэкономике действительно невелика.Однако не все измеряется формальнымицифрами. У России очень важная роль вБРИКС и БРИКС+. Даже более важная, чемдоля на глобальных энергетическихрынках нефти и газа. Россия имеет всешансы стать международным гарантомбезопасности и фабрикой оборонныхтехнологий для всего незападного мира.Никто не хочет разделить судьбу Ирака,Югославии или Ливии. Безопасность - этоособый товар, который трудно оценить втвердую денежную сумму. Это, естественно, еще и политическое влияние. Особенноесли еще развить индустрию частныхвоенных компаний, как это сделано наЗападе. Москва может стать «крышей»,гарантией безопасности для любой страны.В этом отношении Сирия - это прекраснаярекламная акция возможностей Москвы.Хотите быть в безопасности – дружитес Путиным и покупайте российское оружие.

Естественно,безопасность стоит хороших денег. Ужесейчас размер российского оборонногоэкспорта составляет примерно $15 млрдв год, занимая второе место в мире.  Первоеместо, понятное дело, за американцами - однако цифры лукавы. Страны НАТО ипрочие американские союзники обязаныпокупать американское оружие в добровольно-принудительном порядке. Российский же военный экспорт – абсолютно рыночный.

В1992 году, после распада СССР, казалось,что мир остановился и таким будет всегда.Однако история просто взяла паузу. Иочень скоро архитектура глобальнойполитики и экономики не будет иметьничего общего с миром конца прошлогостолетия. 

 Счастье - это когда желаемоенеизбежно.