Цены на нефть и газ на максимумах: отреагирует ли «сланец»?
12.07.2021
Если вам интересно, какое отношение он имеет к нынешней холодной войне — давайте об этом поговорим
27.07.2017
Уважаемые читатели!
В прошлом месяцезавершился первый сезон телесериала«Американские боги» - одного из лучшихпо версии американских критиков.
Если вам интересно,какое отношение он имеет к нынешнейхолодной войне — давайте об этомпоговорим.
Немного исходныхданных. Литературная первоосновамногосерийного телефильма — одноименныйроман британского писателя Н. Геймана,написанный на рубеже тысячелетий. Книгазапомнилась небанальной концепцией,дающей простор:
- Все народы,прибывавшие в Америку в разные эпохи,притаскивали туда с собой своих богов,а также демиургов, трикстеров, джиннов,лепреконов и прочую нечисть.
- Боги, всоответствии с турбо-юнгианским подходомавтора, рождаются в сердцах людей, в нихверящих. Они питаются человеческойверой, выражающейся в жертвах иподношениях. При этом они имеют плоть,кровь и вообще человекоподобны — хотяи обладают некоторым количеством, ктокаким, суперсил.
- В труднойобстановке конца XX —начала XXI столетия, когдапоклонение прежним богам вытесняет тути там плоская поп-культура, старые богиобъединяются для того, чтобы дать т.н.«новым богам» масс-медиа и техникирешительный бой и вернуть человечествупрежний ужас перед собой, а себе —прежнюю любовь, молитвы и жертвычеловечества.
Потом, конечно,выяснится, что всё это хитрый замутконкретного старого бога — американскогоиздания Одина, прибывшего ещё с викингамив первом тысячелетии. Но это ужеподробности, относящиеся к сюжету, ноне к идее.
А мы с вамипоговорим строго об идеях — причём некниги шестнадцатилетней давности, асвежего телесериала.
(Что тут важнопомнить, уважаемые читатели: самый соквсего передового масс-культа планетысегодня — это вне всякого сомненияамериканские сериалы. Нетфликс, старз,эйч-би-оу, даже сайфай — вот масс-культурныйавангард, а вовсе не громоздкиеполнометражные бронтозавры, в которыхпод гнётом бюджетов и продюсерскоймафии почти стирается разница междуразными режиссёрами. И сейчас сериалы— это уже не «кузница кадров для полногометра»: в тех же «богах» богов играютсамостоятельные телезвёзды, которымэтот самый полный метр не очень-тоупёрся: Джиллиан Андерсон, Иэн Макшейн,Орландо Джонс. То есть когда мы тутанализируем отдельно взятый популярныйсериал класса премиум (а он в данномслучае именно такой) — мы по умолчаниюсчитаем, что он выражает дух времени.Можно, конечно, лишний раз напомнитьнам, что это всё чистое развлекалово —но, во-первых, не следует недооцениватьразвлекалово. А во-вторых — сверхпопулярнымстановится развлекалово, что-то цепляющеев душах зрителей. Поэтому обсуждений ирассуждений заслуживают даже саги просумерки (в конце концов, не зря же сегодняв США действуют компании по переливаниюзажиточным старичкам крови юношества,и клиентов у них достаточно, и о нихпишет the Economist. Искусствобудь здоров как влияет на реальность)).
...Ну так вот,сериал «Американские боги».
Дух временилучше всего, конечно, проявляется вразличиях между фильмом и написаннойгде-то к 2000 и изданной в 2001 году книгой.
Самое простоеи бросающееся в глаза — это густой слойрасово-гендерного разнообразия иполитической корректности, намазанныйна историю прошедшими годами.
Так, если в книгеглавный герой — смуглый брюнет,подозреваемый окружаюшими то в цыганстве,то в мулатстве, то в фильме он несомненныйямайский негр.
Если в книгесмелый эпизод секса арабского иммигрантас джинном-таксистом — просто эпизод,то в фильме араб, ищущий своего случайноголюбовника-ифрита, произведён в постоянныегерои и присоединяется к одной изосновных сюжетных линий.
Ну и вообще белыеанглосаксонские американцы (начиная свикингов, которые англосаксами, строгоговоря, не были) в сериале изображаютсяпочти исключительно как маньяки,одержимые убийством. Вот викинги вославу Одина оттяпывают друг другу всёлюбое на диком американском пляже. Воткакие-то злобные твари в стетсоновскихшляпах, с крестиками и гравировкой «вославу Божию» на ружьях, отстреливаютнелегальных мексиканских иммигрантов.Вот целый город блондинистых, упоротыхна оружии белых с какими-то фашистскимиповязками на руках работает на оружейномзаводе, руководимом лично Вулканом (тоесть Гефестом, богом-кузнецом ибогом-оружейником).
Ну и резкоотрицательные, бездушные и механистичные«новые боги» Медиа, Хайтеха и Глобализации— тоже, естественно, белые.
Это не значит,что боги, представленные чернокожимиили ирландцами, положительны. Нет, онитоже хищны по-своему. Но они, если можнотак выразиться, хищники экологичные,занимающие свою нишу и отвечающие каждыйза свою страсть человеческую, понемногупитающиеся подношениями и занятые либомирным мошенничеством, либо проституцией(тут клиент сам виноват). Либо вообщечестно немного шьют или содержатпохоронные бюро.
Но это на самомделе мелочи, уважаемые читатели.
Не мелочи —другое.
Не мелочи — этозашкаливающее, упивающееся и крупнобюджетноенеоязычество фильма в самом грубомсмысле этого слова.
В этом самомгрубом смысле неоязычество — это,граждане, никакие не реконструкторы,носящие вышиванки с джинсами и изобретающиенаново Гармонию с Силами Природы,предполагающую натужное впихивание всельские посевно-урожайные ритуалынекоей высокой философии.
В самом грубомсмысле неоязычество — это искреннееупоение инстинктами, реабилитацияинстинктов и безусловное почитаниеинстинктов превыше этики.
И дело тут не втом, с какой любовью демонстрируютсяподставы, интриги, увесистые гениталиии боевая расчленёнка. В принципе ещё совремён «Рима» (сериала, всмысле) стало понятно, что кровища,подлости и телеса — это вот самое онодля продвинутой публики. Тут «Американскиебоги» всего лишь обналичивают требованиядуха времени на подходящем материале.Так же, как на другом подходящем материалеэто делает какой-нибудь «Карточныйдомик».
Дело не в этом.А в том, что эта самая игра инстинктовпринципиально обнуляет ту этическуюсистему, в которой наша культура,собственно, и родилась — христианскую.
И это уже не ядомысливаю. В фильм неслучайно введёнИисус Христос. Причём не один.
В книге писательГейман не отважился замахнутьсяпо-настоящему на Христа. У него Иисусне появляется, а лишь поминается дваждывскользь старыми богами — в первомслучае как «везучий мальчишка», вовтором — комично-злорадно: «один пареньвидел, как он стопил машины в Афганистане,и никто его не подобрал».
В сериале жепоследний эпизод сезона показывает нампасхальное пати у древнегерманскойбогини весны Эостре (следов поклоненияне сохранилось, просто имя перекочевалов английское именование Пасхи Easter).Весь особняк богини заполнен толпойразноцветных бородатых хипарей в нимбах,«потому что у разных народов и иисусыразные». Иисусы беспомощно толпятся,подходят к ручке богини, у которой ониукрали праздник. И один из них, медитирующийв лотосе с бокалом на волнах бассейна,сообщает главному герою, что «так илииначе он попадёт туда, куда его ведутчувства (о как)».
Эта карикатура,уважаемые читатели, не просто бессмыслица.Мало того, что она девальвирует Христапутём печатания кучи копий. Так ещё исознательно приравнивает центральнуюфигуру этики миллиардов людей и тысячлет к разнообразной анимистической,погодной и профессиональной нечиститёмных веков.
И у меня естьверсия, почему так.
Потому что вмире, где Христос не карикатура, а всерьёз— у всех инстинктов есть вполнеопределённое место. И реабилитироватьих, любоваться и упиваться ими — дурно,нельзя, их должно преодолевать.
Но такой мирсовершенно не стыкуется с сегодняшнейпередовой идеологией.
Эта передоваяидеология предполагает, что тёмныхсвоих инстинктов стесняться не следует,поскольку они как раз и формируют твоюуникальную личность. Подавлять инстинкты— значит подавлять себя. Напротив, ихследует удовлетворять, реализовыватьи носить торжественно напоказ. Требовать,чтобы твои уникальные инстинкты уважали.И вообще — легитимизация разнообразиясамовыражающихся инстинктов и являетсяна сегодня главным фронтом борьбы засчастье каждого.
Именно важностьюэтой борьбы, нам непонятной, объясняется,например, дикий медийный хай, вторыесутки царящий вокруг права т.н.трансгендеров служить в американскойармии. Есть ли в армии эти самыетрансгендеры и если да, то сколько (онии на гражданке-то в следовых количествах)— дело десятое. Важен сам факт, чтокакой-то уникальный букет инстинктивныхдевиаций объявлен препятствием длясамореализации в какой-то сфередеятельности.
Такая борьба заравенство, конечно, есть просто обманка,вытесняющая многовековое человеческоестремление к социальной справедливости.Но эта обманка востребована не толькоэлитами — она востребована и значительнойчастью передовых обществ. Востребованахотя бы потому, что требует куда меньше(усилий, лишений, борьбы с собой, знаний),а инстинкт борьбы — вполне удовлетворяет.
И понятно, чтоэта «идеология инстинктов» видит своимврагом христианскую этику, в принципепостроенную на борьбе с собой, наосвобождении себя от диктатабессознательного, на отрицании властистрастей над людьми.
И поэтому в новойвсемирной культуре реабилитированныхинстинктов христианство изображается(практически без исключений) обычнозлобной карикатурой — сборищем безликихизуверов, подавляющих самих себя ипотому желающих подавить всех вокруг.
И поэтому те,кто не желает вольно самовыражаться, аупорствует в следовании этим изуверскимзаповедям и запретам — в продвинутойкультуре прочно заняли место закомплексованных,отсталых и опасных дураков.
12.07.2021
12.07.2021
12.07.2021
17.05.2021
12.05.2021
12.05.2021
12.05.2021
14.04.2021
06.04.2021
06.04.2021