— 23 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Мировая война уже здесь. Выбор Европы - капитулировать сразу или устроить хаос

Энергетический аспект закручивающегося международного конфликта

КонгрессСША проголосовал за новый закон осанкциях, большая часть которогопосвящена росту газового влияния Россиив Европе. Под санкции попадут всекомпании, предоставляющие «товары,услуги, технологии, информацию илиподдержку» русским экспортнымтрубопроводам. В законе содержитсяпрямое обязательство Вашингтона недопустить строительство «Северногопотока-2» и диверсифицировать энергорынокЕС.

Послеутверждения закона Конгрессом у ДональдаТрампа выбора, по сути, не остается.Значит, закон будет подписан и вступитв силу в самое ближайшее время, что самопо себе не удивительно. Удивительной,как показалось изначально, стала реакциястарой Европы (прежде всего, Германии)на законодательную инициативу Вашингтона.

ГлаваМИД Германии Зигмар Габриэль и канцлерАвстрии Кристиан Керн обвинили США воткрытом лоббировании интересовсобственного бизнеса и желании вытеснитьроссийских поставщиков газа с европейскогорынка. ЕС оставил за собой право навведение санкций для Вашингтона, еслиновые антироссийские санкции не будутсогласованы с европейскими партнерами.

Вотечественных СМИ заговорили о внезапномпробуждении политической субъектностиЕвропы. В принципе, все верно. Но непробудившаяся субъектность Европыстала самым удивительным обстоятельствомэтой истории. По настоящему удивительнойявляется причина внезапного европейскогопрозрения.

Заглянувв новостную ленту, причину столь резкойреакции Европы на новый закон США нашлибыстро. Пять европейских энергетическихкомпаний (Shell,OMV,Engie,Uniperи Wintershall)еще в июне перевели на реализацию«Северного потока-2» пятую часть отзапланированной с их стороны общейсуммы инвестиций в 4,75 млрд. евро. Однаконастоящая причина конфликта намногоглубже и по времени, и по сути.

В1992 году была принята Рамочная конвенцияООН об изменении климата, которая потомпревратилась в Киотский протокол,успешно похороненный не без участияСША. Но идея борьбы с глобальнымпотеплением с помощью введения глобальногоналога на производящие и нефтедобывающиестраны не умерла, она трансформироваласьв Парижское соглашение, которое и былоратифицировано в прошлом году.

Вмировом медийном пространстве Парижскоесоглашение подавалось как победаздравого смысла над алчностью капитализма.Никого не смущал тот факт, что еслигде-то поселился здравый смысл, то уалчности тоже должен быть свой уголок.Если перевести всю металлургию Европына экологически чистую плавку вэлектрических печах металлическихболванок-заготовок, то где-то и кто-тодолжен их выплавлять из руды в мартеновскихпечах с использованием угля и газа.

Этобыло время, когда обществу старательновнушалась мысль о существовании некойпостиндустриальной (независимой отиндустрии) экономики. Как сегоднявнушается, что с помощью цифровыхтехнологий можно создать новуюэкономическую реальность и выйти вмировые лидеры. Вопросом, что высобираетесь отцифровывать при отсутствиимашиностроительной, авиационной,автомобильной и судостроительнойпромышленности, никто не задается.

Воснове всех этих псевдо-экономическихконцепций лежала глобализация (мировоеразделение труда). Производящий сектор,практически, целиком переехал за дешевойрабочей силой в Азию (экспорт нищеты).Добыча полезных углеводородных (они жевредные) ископаемых географическисосредоточена в ресурсных странах.Условному объединенному Западу приэтом отводилась роль офисного центрамировой экономики, где все ходят наслужбу в белых воротничках, любуютсяна голубое (без смога) небо, дышат чистымкислородом и кушают биологически чистыепродукты.

СегодняВВП США на 80% состоит из услуг и продаж,но это не услуги внутри американскойэкономики. Это мировые банковскиеоперации, это мировой фондовый рынок,это патенты и роялти, это проектнаядокументация и интеллектуальная частьстоимости продаваемых по всему мирупроизведенных в Китае американских иевропейских айфонов, «дольчегабанов»,«луивитонов» и японских «тойот/нисанов».

Этимиже (постиндустриальными) концепциямибыло продиктовано Парижское соглашение,главным смыслом которого улучшение неабстрактной мировой экологии, а экологииконкретного «офисного центра». Соглашениевводило налог на индустриальные страныв пользу постиндустриальных. Планировалось,что в 2020 году квота на выброс СО2 будетсоставлять 10 евро за тонну, в 2030 – 35евро/т, а в 2050 – 100 евро/т.

Экологиявещь дорогая, поэтому созданиемэкологического рая на основе альтернативнойэнергетики должны были заниматьсябогатые страны Запада, а платить за него– те, кто больше всего в деньгах нуждается.Уже при 35 евро/т угольная энергетикастановится убыточной без дополнительныхсистем улавливания и хранения углеродана ТЭЦ, а при 100 евро ветровая и солнечнаяэнергия начинают приносить прибыль посравнению с газовой.

БезПарижского соглашения все ровно наоборот.Сегодня в Германии и Дании, где расположеномаксимальное число ветряков и солнечныхбатарей, электроэнергия стоит 29,5 и 30,4евроцента за кВт-час. А в Болгарии иВенгрии, где электроэнергию получаютстариковскими методами с помощью АЭСи газовых ТЭЦ, 9,6 и 11,5 евроцента.

РеализоватьсяПарижское соглашение могло только приусловии сохранения прежнего проектаглобализации, где ресурсные и производящиестраны неукоснительно выполнялиинструкции и распоряжения «офисногоцентра». Однако роль простых исполнителейза установленный генеральным менеджеромпроцент от прибыли перестала устраиватьресурсные и производящие страны.Моментально выяснилось, чтопостиндустриальная и цифровая экономикане может существовать сама по себе, безподотчетной энергетики и промышленности.

Именнооб этом Дональд Трамп с его «сделаемАмерику снова великой». И именно поэтомуСША вышли из Парижского соглашения,похоронив его, как и Киотский протокол.Крах глобального переформатированияэнергетики оставил ЕС у разбитогокорыта, то есть с высокой долейнеэффективной энергетики на балансе.Европа оказалась единственным регионом,поверившим в сказку о чистом небе надголовой.

В2000 году альтернативная энергетика(солнце, ветер, океан, биомасса) составлялавсего 4% в топливно-энергетическомбалансе Европы. Газ занимал 16,9%, уголь– 24,4%, АЭС – 22,6%, гидроэнергетика –20,7%, а нефть – 11,4%. В 2015 году энергетическийбаланс ЕС неузнаваемо изменился.Снизились все сектора (нефть – дорекордных 3,7%), кроме двух: газ вырос до21,1%, а альтернативные источники с 4 до29%.

За10 последних лет (2005-2015 гг.) внутренняядобыча газа в ЕС (включая Норвегию с еенебольшим ростом) упала на 31%, все этовремя снижался и импорт газа. Возникающийдефицит покрывался ростом энергоэффективности(снижение потерь) и альтернативнымиисточниками (в расчете на будущиедотации). И вот на тебе, здравствуйДональд, Новый Год! Прощай, Парижскийпротокол.

В2019 году заканчиваются долгосрочныеконтракты на поставку российского газав Европу. «Южный поток» Европа придушиласобственными руками. Дешевый СПГ оказалсядорогим. Турецкий вариант газопроводапритормаживает, и не факт, что состоитсявообще. На судьбу Эрдогана, как и судьбупрезидента Бразилии Дилмы Русеф, многоне поставишь. США сделают все, чтобызавершить неудавшийся переворот вТурции. На украинской задвижке сидяттоварищи из-за океана, а глава «Газпрома»Миллер уже неоднократно заявлял, чтопосле 2019 года никаких поставок газа вЕвропу по этому маршруту не будет. Ещеи американский закон с санкциями против«Северного потока-2» на подходе. Ну, кактут субъектность не проявить?

Однакои европейская коллизия в этой истории - далеко не самый любопытный поворот.Особую пикантность сюжету придает тотфакт, что все это время США ни о какойэкологии даже не думали, продолжаянаращивать быстрыми темпами внутреннююдобычу углеводородов. С 2000 по 2015 годадоля атомной и гидроэнергетики втопливном балансе США уменьшилась с14,5 до 6%, все остальное заполняют нефть,газ и уголь.

Сразупосле кризиса 2008 года стало очевидно,что единый проект глобализациираспараллелился: США (Запад) пошел своимпутем; Китай, Россия, Индия (Азия) своим.В такой ситуации готовится надо былоне к роли мирового менеджера, а кпромышленной и энергетическойсамодостаточности. Только с 2009 по 2014год рост добычи нефти в США составил61%, а газа – 25%. При этом доля какого угодно, но уж никакне экологичного «сланца» (нефть и газ)в национальной добыче выросла с 1/10 до1/3. Этим же обстоятельством была вызванаи «арабская весна» (серия переворотови войн на Ближнем Востоке).

Сегодняконтинентальная Европа стоит передсложным выбором. В очередной раз целикоми полностью положиться в вопросахэнергетической безопасности на своегосоюзника и окончательно превратитьсяв вассала США. Либо договориться с«противниками» (вслед за Россиейпотянется Китай с Индией, а там и доИрана рукой подать) и увеличитьвоенно-политическую турбулентность вмире.

Выбористорический, каждый раз заканчивавшийсябольшой войной. То, что США пойдут доконца, сомнений не вызывает, отступатьим некуда. Для России же отступлениебудет означать окончательный распад ифизический уход в историческое небытие.А для Китая утерю всяческих политическихамбиций и статус «горячего» цеха мировойэкономики с вредным производством ификсированным доходом.

Такчто глобальное потепление закончилось.Зима близко.