— 25 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

На сколько миллиардов Трамп вскроет Европу - и почему Россия не должна её бесплатно спасать

Немного о будущих "хороших сделках на благо американского народа"

На прошлой неделеДональд Трамп наконец-то подписал законо санкциях против Ирана, Северной Кореии России. Подписал – и тут же раскритиковалего в специальном заявлении. И здесьего раздражение вполне объяснимо.

Надо понимать, чтоизначально Трамп вовсе не был противсобственно каких-нибудь санкций.Наоборот, принятие Конгрессом такогозакона могло бы дать ему «большую дубину»для дальнейшей торговли с Россией. Это,во-первых, вполне традиционный и привычныйинструмент американской внешнейполитики, а во-вторых, вполне укладываетсяв стиль деловых переговоров, которыесам Трамп с удовольствием описывает всвоих книгах – сначала собеседниканадо как следует закошмарить, послечего предложить ему выгодные для себяусловия сделки, представив их каквзаимовыгодный компромисс.

Вот только Конгрессвсё испортил. То есть дубина получиласьнеплохая, во всяком случае с точки зренияамериканцев. Но теперь любые переговорыс Москвой, где американцами будет поднятатема санкций с целью употребления тойсамой «большой дубины», российскаясторона будет начинать с классическоговопросаПаниковского-Балаганова – на чёмприменение «большой дубины» немедленнозаканчивается. Ибо какой смысл Россииобсуждать санкции с представителямиисполнительной власти, если отменятьэти санкции может только сам Конгресс,т.е. власть законодательная? В этомслучае и госсекретарь, и президентстановятся всего лишь посредниками снеопределёнными полномочиями.

Очевидно, сам Трамппрекрасно понимает, что возможностидавления на Россию Конгресс его лишил.То есть Конгресс-то хотел как лучше,т.е. лишить Трампа возможностисотрудничества с Россией - но получилоськак всегда. Всё, что осталось Трампу нароссийском направлении - пожаловатьсяв своём заявлении на то, что в принятомвиде закон "…ограничивает гибкостьисполнительной власти, затрудняетзаключение США хороших сделок радинарода Америки".

Зато на европейскомнаправлении - напротив, кое-какиеперспективы появились. Ведь сама сутьсанкций состоит в том, что наказыватьсябудут вовсе не российские физическиеи юридические лица, а вовсе даже наоборот – граждане и фирмы других стран,сотрудничающие с Россией в некоторыхобластях. И именно исполнительнойвласти, т.е. президенту США и подчинённымему министерствам, агентствам испецслужбам, вменяется в обязанностьтаких нарушителей санкций обнаруживатьи наказывать в соответствии с новымзаконом. Или не наказывать – если, по мнениюпрезидента, они попадают в число исключенийили если наложение санкций повредитнациональным интересам США.

Тут у Трампа появляетсявозможность вступить с европейцами впереговоры, тем более что в текст законаособо внесено требование вводить санкции"…при взаимодействии с союзникамиСоединенных Штатов". И во времяпереговоров сделать европейцампредложение, от которого они не в силахбудут отказаться, то есть применить тусамую «большую дубинку», котораяготовилась для Москвы и не пригодилась- но не пропадать же добру. Трамп можетпредложить европейцам сделать дляэкономики США (и заодно для политическогокапитала Трампа) нечто настолько приятноеи полезное, что отказ от применениясанкций к европейским резидентам будетвоспринят антитрамповской прессой иКонгрессом как минимум с нейтрально,если не с восторгом.

Например, приятным иполезным мог бы стать тот же американскийсланцевый газ – в обмен на неприменениесанкций европейцы возьмут на себяобязательство гарантировать закупкикакого-то количества. В этом случаедополнительным аргументом для Конгрессамог бы стать тот довод, что Европе нетолько втюхали сланцевый газ с пользойдля американской экономики, но и нанеслиурон России, откусив часть доли газовогорынка – или, как минимум, не дали этойдоле увеличиться.

Впрочем, вероятностьименно такой сделки не кажется большой.У стран Евросоюза отсутствует (во всякомслучае пока) механизм, с помощью которогоможно было бы гарантировать закупкуболее дорогого газа – а американскийгаз сейчас настолько дороже, что дажеполитически мотивированная Польшаготова покупать его только при наличиискидки, за которую намерена героическипоторговаться. С гораздо большейвероятностью приятной и полезнойпокупкой могло бы стать американскоеоружие.

Мы ужеписали о претензиях Трампа к европейскимсоюзникам по НАТО. Почти все они невыполняют принятое на себя ещё в 2006 годуобязательство довести военные расходыдо 2% ВВП, что не без оснований воспринимаетсяновым президентом США как наглоеиждивенчество и злостное нарушениесоюзных обязательств. Так что вполневероятным мог бы стать размен, прикотором Трамп не налагает санкции наевропейские фирмы, сотрудничающие сРоссией в обмен на увеличение военныхрасходов до положенного уровня и закупкиамериканского оружия.

Цифры тут светят немалые.По состоянию на 2015 год военные расходыевропейских стран НАТО совокупносоставили чуть более $250 млрд, чтосоответствует в среднем 1,18% от ВВП.Значит, если расходы будут подтянуты до договорённогодвухпроцентного уровня, эта цифра должнаувеличится на более чем $170 млрд. Исходяиз тех же обязательств 2006 года, минимум20% от этой суммы должно пойти на закупкивооружения и техники – а это не меньше$34 миллиардов. Конечно, это не $100 млрд,которые потратила на американскоеоружие Саудовская Аравия, но тоже немаленькая сумма.

И вполне может быть,что европейцы на такой размен согласятся.Логика здесь простая – деньги придётсяпотерять в любом случае, а здесь хотьоружие останется, да и отношения сТрампом улучшатся.

В этой истории европейцеввообще-то стоило бы пожалеть. Вначалеони имели все основания считать Трампаабсолютным злом. Ведь он вёл себя какслон в посудной лавке, разрушая вседоговорённости и отношения, что такбережно выстраивали с Европой предыдущиепрезиденты - отказывался бесплатнозащищать союзников по НАТО, вышел изПарижского соглашения по климату,прекратил переговоры по Трансатлантическомупартнерству, неполиткорректно радовалсяБрекзиту и предрекал Евросоюзу скорыйразвал. Европейское руководство отвечалоему холодностью и надеялось, чтопротивовесом безрассудству Трампастанет Конгресс – а когда тот действительновступил в противостояние с Трампом,Европе от этого стало только хуже.

Так что если в торговлес европейцами Трамп проявит умеренность(скажем, потребует закупать оружия нена всю сумму, а меньше, и не сразу, ачастями), то симпатии и поддержкаевропейских лидеров может перекочеватьна его сторону - ибо любовь зла, при такомКонгрессе полюбишь и Трампа. А когдапрезидент США предстанет перед своимиизбирателями с многомиллиарднымконтрактом в кармане, да ещё увенчанныйлаврами Спасителя Европы, ответитьКонгрессу будет явно нечем. И то – необъявлять же Трампа ещё и агентом Европы.

Теоретически возможенвариант, что, уладив примерно такимобразом дела с европейцами, Трамппопробует провернуть что-то похожее ис Россией – предложить ей заплатитьчем-то за беспрепятственное строительствоэкспортных газопроводов и неомрачённоесотрудничество с Европой. Полагаю,предложение отблагодарить Америку зато, что она не станет примучивать своихсоюзников-европейцев, будет встреченов Москве с чувством весёлого недоумения.

И вообще – искренненадеюсь, что желания спасать Европу отчего бы то ни было у России в ближайшеевремя не возникнет. Разве что за наличныйрасчёт и при условии полной предоплаты.