— 20 апреля, 2021 —
 
Общество

Канонизация воров и разрушителей. Зачем Европа наградила режиссера Серебренникова

​Некоему Серебренникову, считающемуся театральным режиссером, присуждена европейская театральная премия под названием «Новая театральная реальность».

Некоему Серебренникову,считающемуся театральным режиссером,присуждена европейская театральнаяпремия под названием «Новая театральнаяреальность». Причем небывалый в историиэтой премии случай — за кандидатаСеребренникова проголосовали в первыйже раз, когда он был на эту премиюпредставлен. Обычно ее дожидаются летпо 5-10 с момента первого включения всписок номинантов.

Понятно, почему коллегитак поторопились: Серебренниковдействительно построил новую театральнуюреальность. В его студии, как известно,в иную, отличную от нашей реальностьубыли примерно 200 миллионов рублей(причем понятно, что главный режиссертеатра не может не знать, что на егозатеи тратится лишь небольшая частьденег, выделенных государством). Онзнает, что сколько стоит.

Кроме того, у него естьеще одна несомненная заслуга передновой театральной реальностью —уничтожение старой. Театр имени Гоголяникогда не был лучшим в Москве — бытьлучшим в Москве вообще трудно, учитывая,что театров Москве многие десятки. Ноэто был театр классической школы,восходящей еще ко временам, когда самСтаниславский был не режиссером, аначинающим актером. И то, что этот театрфактически уничтожен, а на его местесоздан стриптиз-клуб с похабными шуткамипод названием «Гоголь-центр» - это, намой взгляд, несомненная заслуга передсовременной тошнотворческой концепцией,по которой классика — это вего лишьповод для издевательств над ней, надпубликой, хорошим вкусом и здравымсмыслом.

И понятно, что коллегиСеребренникова по разрушению обществав целом и культуры в частности должныбыли рано или поздно высоко оценить егозаслуги в этом разрушительном деле.

Но дело не только в том,за что присудили эту премию, но и длячего присудили. Известно, что дама,бывшая главным бухгалтером студии в товремя, когда этот канал хищения бюджетныхсредств работал в полную силу, ужесообщила, что Серебренников был в курсевсех расхитительских дел — и не тольков курсе, но и сам во многом участвовал,давал указания и планировал конкретику.

Понятно, что эти показанияданы в рамках так называемой «сделкисо следствием». Честно говоря, лично ябы вообще изъял из нашего уголовногозаконодательства это заимствование изангло-саксонской юридической практики.Просто потому, что оно в принципе невяжется с континентальной концепциейправа. Но в данном случае я не сомневаюсь,что эти показания будут закрепленыдругими, материальными свидетельствами,ибо как справедливо сказал ГенпрокурорСССР Андрей Януарьевич Вышинский -«значение показаний последственныхтолько в том, чтобы на их основе найтивещественные и документальныедоказательства и предотвратить отказподследственных от своих показаний».

Поэтому я не сомневаюсь,что в скором времени будут найденыдокументы, в том числе у каких-то фирм,бывших партнерами по этому расхищению,и Серебренникову уже не удастся делатьвид, что он творческая личность, витающаяв облаках и не знающая, что чего стоитна этой грешной земле.

Предвидя данныйнеприятный момент, коллеги и пытаютсядоказать именно то, что станет последнейлинией обороны Серебренникова. Что онтворец и обязан не иметь ничего общегосо «старой реальностью». Примерно также десятки знаменитых российскихказнокрадов объявили себя жертвамиполитических гонений. А посколькуСеребренников постоянно декларировал,что «искусство вне политики» (хотя всеего театральные проекты изрядно завязанына политику, а конкретно ту ее часть,которая называется разрушениемцивилизации в России). Но раз ондекларировал себя вне политики — он неможет объявить себя жертвой политическихгонений, а лишь жертвой гонений творческих.

Сейчас в интернетеусиленно вспоминают режиссера Мейерхольда,чей театр был закрыт в 1938-м, сам он быларестован в 1939-м и расстрелян в 1940-м,оставив заявление о том, как свирепыеследователи избивали его.

Мейерхольд был примернов той же степени творцом новой театральнойреальности (то есть разрушителем старой),что и Серебренников. Хотя надо сказать,что он все же усвоил кое-какие азыактерского и режиссерского искусстваи на фоне Серебренникова несомненныйгений. Но, судя по документам ивоспоминаниям, рассекреченным иопубликованным в постсоветскую эпоху,арестовали и расстреляли Мейерхольдавовсе не потому, что он был творец. Апотому, что он, будучи ультралевымкоммунистом примерно троцкистскоготолка, известен помимо прочего сотнямидоносов на своих коллег, сотнямидоказательств того, что коллеги менееего преданы делу коммунизма и заслуживаютскорейшего истребления.

И, к сожалению, некоторымего доносам дали ход в те печальнознаменитые 17 месяцев Большого Террора,когда несколько интриг, затеянных всреднем звене партийного аппарата и высшем звене НКВД, наложившись друг надруга, дали взрывной эффект — и практическикаждому доносу, даже самому нелепому,давали ход.

И вот когда наступилаэпоха Большой Чистки, когда сталиразбираться в том, что натворили вовремя Большого Террора и кто в этомвиноват — Мейерхольд вполне закономернооказался осуждён по сути именно за то,что вытворял со своими коллегами. Зато, что уничтожал не только культурныйслой русского театра, но и оказалсяпричастен к физическому уничтожениюмногих его деятелей.

Очень хорошо, чтоСеребренниковым занялись, пока онпричастен пока что лишь к разрушениюкультуры, но не к уничтожению ее деятелей.Надеюсь, что премия «Новая теаральнаяреальность» послужит для серьезныхисследователей театра дополнительнымуказанием на то, какую разрушительнуюроль сыграл в судьбе нашего искусствасам режиссёр — и его покровители,разбомбившие им театр имени Гоголя.